Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрев открытом судебном заседании 23 сентября 2015 года дело по исковому заявлению Декина А. В. к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе УМВД России по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 03 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя Декина А.В. - Науменко И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Декин А.В. обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении включить в сводный список участника программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы Жилище" на 2011 - 2015 годы. Ссылаясь что с 01.09.1995 года по 26.09.2011 год проходил службу в органах внутренних дел, уволен из органов в связи с сокращением штатов. Выслуга лет на день увольнения составляла: в календарном исчислении 16 лет 03 месяца 22 дня, в льготном исчислении 24 года 05 месяцев 19 дней. На основании постановления администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края N от 20.03.2014 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. При обращении в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Хабаровскому краю по вопросу о включении его в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", ему было отказано и разъяснено, что для участия в программе ему необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Считает данный отказ незаконным, поскольку имеет право на получение ГЖС на основании п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 03.07.2015 года исковые требования удовлетворены. На УМВД России по Хабаровскому краю возложена обязанность включить Декина А.В. в сводный список как гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Хабаровскому краю Максимейко Т.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права и принять новое решение, отказав Декину А.В. в удовлетворении иска в полном объеме. Считает, что истцом пропущен трехмесячный срок для обжалования решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю. Указывает, что поскольку Декин А.В. в очереди на улучшение жилищных условий по месту службы не состоял, а поставлен на учет в качестве нуждающегося администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края лишь в 2014 году, то право истца, как гражданина, не подпадающего под действие подпрограммы, но признанного малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2014 года не ущемлено, поскольку истец не лишен возможности улучшить свои жилищные условия в соответствии с иными действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу 15.09.2015 года, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Представитель УМВД России по Хабаровскому краю, надлежащим образом извещенного о мете и времени судебного заседания, в суд не явился, причин уважительности своей неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия, на основании ст.150 КАС РФ, сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы (оспорены) в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность включить Декина А.В. в сводный список как гражданина - участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, суд исходил из того, что Декин А.В. состоит на учете в администрацией Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, уволен со службы по сокращению штатов, общая продолжительность службы составляет более 10 лет (16 лет 03 месяца 22 дня), в связи с чем, имеются основания признания его участником подпрограммы. При этом отсутствие постановки истца на учет нуждающихся в улучшении условий по месту службы не является самостоятельным основанием для отказа в признании его участником подпрограммы.
Такой вывод суда первой инстанции следует признать правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Право на участие в программе в соответствии с подпункта "а" пункта 5 Правил N 153 имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники органов внутренних дел, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Согласно пункту 18 Правил N 153, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 153 для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Декин А.В. 26.09.2011 года уволен из органов внутренних дел по п. "Е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов), выслуга лет на день увольнения составила: в календарном исчислении 16 лет 03 месяца 22 дня, в льготном исчислении 24 года 05 месяцев 19 дней. 20.03.2014 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в связи с чем, совокупность условий, необходимых для признания его участником подпрограммы, предусмотренная абзацем 2 подпункта "а" пункта 5 вышеуказанных Правил, имеется.
Кроме того, проанализировав положения п.22 Правил, в силу которого основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, суд пришел к правильному выводу, что факт принятия истца в органе местного самоуправления на учет нуждающихся после введения в действие Жилищного кодекса РФ, не является основанием для отказа в признании права истца на участие в подпрограмме и получения государственного жилищного сертификата, и правомерно признал за истцом указанное право, исчислив в данном случае общий срок исковой давности, который истцом нарушен не был.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и предусмотренных ст. 310 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 03 июля 2015 года по заявлению Декина А. В. к УМВД России по Хабаровскому краю о понуждении к совершению определенных действий оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.