Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Иском Е.П.,
судей Мороз И.Г., Волошиной Е.В.,
при секретаре Солоха А.С.,
с участием прокурора Лазаревой Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Добрынской С.Ю. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказа в постановке Добрынской С.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда.
Заслушав доклад судьи Мороз И.Г., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Добрынской С.Ю. обратился в суд с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказа от 10.11.2008 г. N в постановке Добрынской С.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах "адрес" по договору найма специализированного жилого фонда.
В обоснование прокурор указал, что Добрынская (Федорова) С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ранее имела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Федорова В.А. умерла, отец Федоров Ю.И. лишен родительских прав. В 2002 году Добрынская Ю.И. окончила ПУ N "адрес", в 2004 году - ПУ N "адрес". Проживает в "адрес", своего жилья не имеет. В 2008 году, обратившись в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, получила отказ в связи с тем, что достигла возраста 23 лет и утратила статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства. Отказ является незаконным, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 30 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены в части. Судом постановлено: обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края включить Добрынскую С.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Добрынской С.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в "адрес", в остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, как основанное на неправильном толковании норм права, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что согласно Закону Хабаровского края от 10.12.2012 г. N253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае", данной категории лиц однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений. Федорова (Добрынская) С.Ю. распоряжением главы Тырминского муниципального образования от 23.06.2000 N9 была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как относящаяся к детям, оставшимся без попечения родителей, и поставлена на льготную очередь. Учетное дело Добрынской С.Ю. до настоящего времени не передано в министерство, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке главы 34 КАС РФ.
В силу положений статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. При этом согласно ст. 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
В связи с изложенным, в настоящем деле Добрынская С.Ю. является административным истцом, а Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края административным ответчиком.
В судебном заседании прокурор Лазарева Н.А., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, основанное на установленных в судебном заседании обстоятельствах, с применением надлежащим норм материального и процессуального права.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие административного истца Добрынской С.Ю., представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1). Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине (часть 2). Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции (часть 3).
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Добрынская (до брака Федорова) С.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Верхнебуреинского района Хабаровского края N312 от 22.05.2001 г. несовершеннолетняя Федорова (ныне Добрынская) С.Ю. определена в учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение, как оставшаяся без попечения родителей.
Распоряжением главы Верхнебуреинского района Хабаровского края N9 от 23.06.2000г. несовершеннолетняя Федорова С.Ю. постановлена на льготную очередь получения жилья.
Согласно договору найма специализированного жилого помещения от 14 февраля 2008 года Добрынской С.Ю. для проживания в связи с работой администрацией городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" предоставлено жилое помещение "адрес", сроком с 14.02.2008 года по 14.09.2009 года. По соглашению N1 от 28 сентября 2009 года срок данного договора продлен на период трудовых отношений с МОУ СОШ 4.
Согласно информации главы администрации городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 04.03.2015 г. N370 Добрынская С.Ю. совместно с дочерью Добрынской Д.М. выехали из указанного занимаемого жилого помещения, что также следует из поквартирной карточки о снятии Добрынской С.Ю., Добрынской Д.М. с регистрационного учета 14.02.2009 года по "адрес".
Право собственности за Добрынкой С.Ю. и членами ее семьи Байдашевой Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Добрынской Д.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Байдашевым Д.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на объекты недвижимого имущества жилого назначения не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 8 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 г. N 253 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края до 1 января 2013 года и не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего закона, включаются в список со дня вынесения решения о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда края и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и по основаниям, установленным настоящим законом.
В силу статьи 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. N 253, Постановления Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. N 95 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края.
Установив указанные обстоятельства, суд, применив к спорным правоотношениям вышеизложенные нормы материального права, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку Добрынская С.Ю., ранее относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств, при которых суд не нашел оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 июня 2015 года по административному иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действующего в интересах Добрынской С.Ю., к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Ткаченко О.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Е.П. Иском
Судьи: И. Г. Мороз
Е.В. Волошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.