Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Морарь А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля по доверенности Зайцевой И.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 1 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 1 июня 2015 года территориальная администрация Кировского района мэрии г. Ярославля признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в сумме "данные изъяты" рублей.
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля, осуществляющей деятельность по адресу: "адрес" проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- объемно - планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага - помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой противопожарными преградами: помещение столовой не отделено от помещений администрации противопожарными перегородками 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее 45 минут) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее 30 минут) - нарушение требований статей 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 59, частей 1,2, 3 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таблиц 1, 2* пункта 5,14*, пункта 7.1, пункта 7.4 строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие с 01.01.1998г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997года N18-7;
- объемно - планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага - заполнения проемов (двери) в противопожарных преградах, отделяющих технические помещения (кладовой, архива, вентиляционной камеры, серверной и электрощитовой) от коридоров выполнены не 2-го типа (с пределом огнестойкости менее 30 минут) - нарушение требований статей 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, части 3 статьи 51, пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 59, частей 1 и 2 таблицы 23, части 3 таблицы 24, части 13 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 5,14*, пункта 7.1, пункта 7.4 СНиП 21-01-97*, пункта 4.2, пункта 4.18 СП 4.13130.2009,
- в помещениях администрации установлены тепловые пожарные извещатели автоматической установки пожарной сигнализации (требуется установка дымовых пожарных извещателей) - нарушение требований статей 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, части 1 статьи 54, части 10 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, абзаца 2 пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390, пункта 7.29 СНиП 21-01-97*, пункта 3 НПБ 110-03;
- объемно - планировочные решения эвакуационных путей не обеспечивают безопасную эвакуацию людей при пожаре - помещения третьего этажа администрации не обеспечены вторым эвакуационным выходом - нарушение требований статей 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, пункта 1 части 2 статьи 53, части 3 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пунктов 6.9*, 6.13* СНиП 21-01-97*.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2015 года постановление оставлено без изменения, жалоба территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля - без удовлетворения.
На постановление и решение подана жалоба защитником территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля Зайцевой И.В., в которой ставится вопрос об отмене постановления, решения судьи и прекращении производства по делу. Доводы жалобы сводятся к тому, что судья в ходе рассмотрения дела и при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, неправильно применил нормы материального права, выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании Зайцева И.В. жалобу поддержала.
Заместитель главного государственного инспектора Кировского и Ленинского районов города Ярославля по пожарному надзору Борисенков А.Р. в удовлетворении жалобы возражал.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю, что постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 1 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2015 года подлежат изменению.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушения требований пожарной безопасности состоящие в том, что помещение столовой не отделено от помещений администрации противопожарными перегородками 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее 45 минут) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее 30 минут), а также заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах, отделяющих технические помещения (кладовой, архива, вентиляционной камеры, серверной и электрощитовой) от коридоров выполнены не 2-го типа (с пределом огнестойкости менее 30 минут) не образуют нарушений требований пожарной безопасности, поименованных в части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанные нарушения образуют нарушение иных требований пожарной безопасности. Бездействие по невыполнению данных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Должностным лицом органа государственного пожарного надзора в связи с совершением данных нарушений был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Выводы о квалификации данного нарушения как правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, содержит постановление должностного лица о назначении административного наказания в описательной части данного постановления. Вместе с тем, вывода о виновности территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля в правонарушении, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа в резолютивной части постановления не сделал.
Судья при рассмотрении жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору неверной квалификации деяния не установила. Более того, сделала вывод о том, что действия территориальной администрации правильно квалифицированы по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в том числе в части вышеприведенных нарушений противопожарных норм.
При таких обстоятельствах, из постановления подлежит исключению указание на виновность территориальной администрации в нарушении требований пожарной безопасности состоящих в том, что помещение столовой не отделено от помещений администрации противопожарными перегородками 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее 45 минут) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее 30 минут), а также заполнение проемов (двери) в противопожарных преградах, отделяющих технические помещения (кладовой, архива, вентиляционной камеры, серверной и электрощитовой) от коридоров выполнены не 2-го типа (с пределом огнестойкости менее 30 минут).
Изменение квалификации деяния при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания невозможно, поскольку это повлечет увеличение объема вмененных в вину территориальной администрации нарушений и ухудшит, таким образом, положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В остальной части полагаю факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, территориальной администрацией Кировского района мэрии города Ярославля нашел свое подтверждение.
В пункте 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, указано, что здания и помещения, в том числе здания общественного и административно-бытового назначения, при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175 утвержден "Свод правил "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" СП 5.13130.2009", который введен в действие с 1 мая 2009 года.
Пунктом А.3 данного Свода правил установлено аналогичное требование.
При проверке здания территориальной администрации органом государственного пожарного надзора установлено нарушение данного требования, выразившееся в отсутствии дымовых пожарных извещателей.
Доводы жалобы о том, что приведенные нормы выедены в действие после строительства здания, в котором располагается администрация, а также о том, что здание является объектом культурного наследия, выполнения приведенных требований пожарной безопасности не исключают, поскольку их выполнение не связано с вмешательством в облик здания, его объемно-планировочное решение, не требует реконструкции или перепланировки. Исполнение данного требования обусловлено фактом его эксплуатации.
В силу пункта 6.13 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса Ф4, к которым, согласно пункта 5.21 данных норм, относятся здания органов управления.
Таким образом, каждый этаж здания администрации должен быть обеспечен вторым эвакуационным выходом.
Органом государственного пожарного надзора установлено отсутствие второго эвакуационного выхода на третьем этаже здания, следовательно, установлено нарушение противопожарных требований.
Данное нарушение допускается в ходе эксплуатации здания, а потому требования приведенных строительных норм подлежат применению в данном деле.
Устранение данного нарушения возможно не только производством работ по реконструкции здания, а иными мерами, связанными с расчетами величины пожарных рисков, либо организационными мероприятиями по эксплуатации здания.
Кроме того, из материалов дела не следует, что проведение работ по устройству второго эвакуационного выхода приведет к нарушению норм об охране объектов культурного наследия. Данный вопрос уполномоченным органом по охране объектов культурного наследия не исследовался, соответствующего запрета территориальная администрация не получала.
Применение приведенных строительных норм и правил обоснованно, поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Территориальная администрация как законный владелец здания является субъектом данного административного правонарушения.
Правонарушение совершено ею виновно, поскольку территориальная администрация в лице своих исполнительных органов обязана была знать о нарушении требований противопожарных норм при эксплуатации здания и должна была и могла их устранить.
Таким образом, состав административного правонарушения в бездействии территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля имеется.
Доводы жалобы о том, что здание администрации включено в прогнозный план приватизации на ДД.ММ.ГГГГ и финансирование мероприятий по пожарной безопасности нецелесообразно, не могут быть приняты как обоснованные.
На момент проверки соблюдения требований пожарной безопасности органом государственного пожарного надзора здание эксплуатировалось в целях размещения в нем территориальной администрации. В здании находятся люди - работники администрации и посетители, в том числе пожилые граждане. Кроме того, в здании находится муниципальное имущество. Таким образом, угроза жизни и здоровью людей, а также сохранности муниципального имущества вследствие нарушения норм пожарной безопасности сохраняется. Перспектива отчуждения данного здания обязанности по выполнению указанных требований не прекращает.
Оснований для признания совершенного деяния малозначительным не имеется: допускается нарушение противопожарных норм в здании со значительным количеством людей одновременно находящихся в нем, в том числе возможно ограниченных в движении.
Как следует из постановления должностного лица о назначении административного наказания при решении данного вопроса им учитывался факт совершения территориальной администрацией правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом установлено привлечения к административной ответственности администрации по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Несмотря на исключение из объема вмененных в вину администрации нарушений требований противопожарных норм, постановление заместителя главного государственного инспектора города Ярославля по пожарному надзору и решение судьи в части назначенного административного наказания не подлежат изменению. Административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей является минимальным наказанием, подлежащим назначению юридическому лицу в связи с совершением им административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Вопрос о привлечение к административной ответственности территориальной администрации разрешен должностным лицом в пределах срока давности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Доказательства по делу собраны с соблюдением процессуальных норм, доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьей 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено в соответствии с требованиями процессуальных норм. Жалоба на постановление рассмотрено судьей по правилам, установленным в главе 30 КоАП РФ.
На основании изложенного, прихожу к выводу об изменении постановления должностного лица органа государственного пожарного надзора и решения судьи в части исключения вышеприведенных нарушений из объема вмененных в вину территориальной администрации нарушений. В остальной части указанные акты по делу об административном правонарушении подлежат оставлению без изменений.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 1 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля изменить.
Исключить указание на виновность территориальной администрации Кировского района мэрии города Ярославля в следующих нарушениях:
- объемно - планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага - помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой противопожарными преградами: помещение столовой не отделено от помещений администрации противопожарными перегородками 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее 45 минут) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее 30 минут);
- объемно - планировочные решения (средства) не обеспечивают ограничение распространения опасных факторов пожара за пределы очага - заполнения проемов (двери) в противопожарных преградах, отделяющих технические помещения (кладовой, архива, вентиляционной камеры, серверной и электрощитовой) от коридоров выполнены не 2-го типа (с пределом огнестойкости менее 30 минут).
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 1 июня 2015 года и решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 5 августа 2015 года оставить без изменений.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.