Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Воробьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору Фролова Д.Н. на решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором города Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад ДД.ММ.ГГГГ (МАДОУ Детский сад ДД.ММ.ГГГГ учреждение) вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей. МАДОУ Детский сад N признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Как следует из постановления, правонарушение выразилось в следующем: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ органом государственного пожарного надзора проведена проверка соблюдения требования противопожарного законодательства при эксплуатации здания МАДОУ Детский сад N по адресу: "адрес". В ходе проверки установлены следующие нарушения:
на первом этаже
- ширина эвакуационного выхода из помещения N в помещение N составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- направление открывания дверного полотна из помещения N в помещение N осуществляется не по направлению выхода из помещения, что является нарушением пункта 6.17 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- направление открывания дверного полотна из помещения N в помещение N осуществляется не по направлению выхода из помещения, что является нарушением пункта 6.17 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного выхода из помещения N в помещение N составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- помещение поста охраны не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.1 таблицы А1 приложения А СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009;
- помещение электрощитовой не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.1 таблицы А1 приложения А СП 5.13130.2009;
- не выполнен монтаж системы автоматической пожарной сигнализации в помещении N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.1 таблицы А1 приложения А СП 5.13130.2009;
- высота первой проступи лестничного марша непосредственно наружу из помещения N (электрощтовая) составляет более ... см, что является нарушением пункта 6.30 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- в помещении бассейна (помещение N) допущена отделка потолочного покрытия отделочным материалом с неустановленными показателями по пожарной опасности (горючести (Г), воспламеняемости (В), по дымообразующей способности (Д), токсичности (Т), распространению пламени по поверхности (РП), что является нарушением статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного прохода из помещения тамбура основного выхода непосредственно наружу составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
на втором этаже
- направление открывания дверного полотна из помещения N в помещение N осуществляется не по направлению выхода из помещения, что является нарушением пункта 6.17 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
на третьем этаже
- ширина эвакуационного выхода из помещения N в помещение N составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного выхода из помещения N в помещение N составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного выхода из помещения N в помещение N составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- допущена отделка пола в помещении спальной группы зального помещения N напольным покрытием с предельными показателями более чем КМ2, что является нарушением пункта 6 статьи 134 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.25 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- не установлены дымовые пожарные извещатели в отсеках потолка, ограниченных строительными конструкциями высотой более ... метра, в коридоре у лестничной клетки между помещениями групп N и N, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.8 СП 5.13130.2009.
Общие противопожарные мероприятия:
- в чердаке здания (основное здание и пространство над пищеблоком) отсутствуют выходы на кровлю размерами не менее ... х ... метров, что является нарушением пункта 8.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного прохода лестничного марша в свету лестничной клетки (помещение N - ... этаж, N - ... этаж, N - ... этаж), составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного прохода лестничного марша в свету лестничной клетки (помещение N - ... этаж, N - ... этаж, N - ... этаж), составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ширина эвакуационного прохода лестничного марша в свету лестничной клетки (помещение N - ... этаж, N - ... этаж, N - ... этаж), составляет менее ... метра, что является нарушением пункта 6.16 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- в здании над эвакуационными выходами в лестничные клетки и непосредственно наружу в полном объеме отсутствуют световые оповещатели "Выход", включение которых происходит от командного сигала АУПС, что является нарушением статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3.3, 5.3 СП 3.13130.2009;
- на первом этаже здания на лестничных клетках, как правило, должны иметь двери с приспособлением для самозакрывания (из помещения N в помещение N и из помещения N в помещение N), что является нарушением пункта 6.18 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
общие противопожарные мероприятия
- отсутствует эвакуационное (аварийное) освещение проходов и лестничных клеток, служащих для эвакуации людей, включающееся автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения на ... , ... и ... этажах, что является нарушением пункта 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункта 6.22 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ящики пожарных кранов на этажах здания (9 пожарных кранов) не соответствуют требованиям нормативных документов, утвержденных в установленном порядке (конструктивное исполнение ящиков не соответствует требованиям НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний"), а именно:
- глубина ШП любого типа должна быть не более ... мм,
- пожарный шкаф не должен изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной ... - ... мм,
- дверки ШП должны иметь прозрачную вставку, позволяющую проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий. Допускается изготавливать ШП без прозрачных вставок, при этом на дверки ШП должна быть нанесена информация о составе комплектующих изделий,
- дверки ШП должны иметь конструктивные элементы для их опломбирования и запирания, позволяющие безопасно открывать шкаф в экстренных случаях в течение не более ... секунд,
- конструкция ШП должна обеспечивать его естественную вентиляцию. Вентиляционные отверстия должны располагаться в верхних и нижних частях дверок или на боковых поверхностях стенок ШП,
- буквенные обозначения, надписи и пиктограммы на внешних сторонах стенок ШП должны быть красного сигнального цвета по ГОСТ 12.4.026. На внешней стороне дверки должен быть буквенный индекс, включающий в себя аббревиатуру "ПК" и (или) условное обозначение ПК и переносных огнетушителей по НПБ 160, и должно быть предусмотрено место для нанесения порядкового номера ШП и номера телефона ближайшей пожарной части в соответствии с ГОСТ 12.4.009. На дверках ШП, где размещены переносные огнетушители, должен быть изображен соответствующий указательный знак пожарной безопасности по НПБ 160, что является нарушением пунктов 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, 4.15 НПБ 151-2000 "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний";
- расход воды системы внутреннего противопожарного водопровода не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением статьи 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4 таблицы 1 СП 10.13130.2009;
- согласно проектного решения на здание расход воды на наружное пожаротушение должен составлять не менее ... л/с, согласно предоставленных данных данный расход воды с ближайших пожарных гидрантов не обеспечивается, что является нарушением пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, таблицы 2 Свода правил 8.13130.2009;
- в помещении с приемно-контрольным прибором АУПС отсутствует аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.14.13 СП 5.13130.2009;
- пожарные краны установлены таким образом, чтобы отвод, на котором они расположены, находился на высоте менее ... +/- ... м над уровнем пола, что является нарушением статьи 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4.1.13 СП 10.13130.2009.
Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
1 этаж
- дверное полотно, разделяющее блок помещений пищеблока и общего коридора ... этажа не соответствует требуемому пределу огнестойкости не менее ЕI ... , что является нарушением пунктов 5.14, 7.4, 7.5, 7.28 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
3 этаж
- не обеспечен требуемый (не менее R90 для несущих элементов здания) для ... степени огнестойкости здания предел огнестойкости незащищенной металлической конструкции в помещении N и помещении без номера, сопряженного с этим помещением, что является нарушением таблицы 21 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 5.18 таблицы 4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
Общие противопожарные мероприятия
- дымовые пожарные извещатели в игровом помещении ясельной группы, коридоре пищеблока, кабинетах дорожного движения и русского быта установлены на расстоянии менее ... метров от электросветильников, что является нарушением статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 июля 2015 года постановление главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору от 5 июня 2015 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении МАДОУ Детский сад N прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На решение судьи принесена жалоба главным государственным инспектором в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 июля 2015 года и возвращении дела на новое рассмотрение судье. Доводы жалобы сводятся к неверной оценке судьей установленных обстоятельств по делу.
В судебное заседание законный представитель или защитник МАДОУ Детский сад "данные изъяты" не явились.
Исследовав дело об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения решения судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 июля 2015 года не нахожу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
При вынесении оспариваемого решения судья исходила из того, что приведенные нарушения норм пожарной безопасности при эксплуатации здания детского сада допускаются. Вместе с тем, вины МАДОУ Детский сад N в совершении данного административного правонарушения не имеется.
Судом установлено, что здание детского сада принято в реестр муниципальной собственности как вновь возведенный объект ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ здание передано в оперативное управление МАДОУ Детский сад N. Нарушения требований пожарной безопасности выявлены в ходе проверки здания детского сада в связи с лицензированием образовательной деятельности. Все выявленные нарушения относятся к конструктивным характеристикам здания и не возникли в ходе его эксплуатации владельцем - МАДОУ Детский сад N. Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии вины МАДОУ Детский сад N в правонарушении.
Должностное лицо, вынесшее постановление по данному делу об административном правонарушении, ссылается на то что МАДОУ Детский сад N является законным владельцем здания детского сада, а потому в силу статьей 37, 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", статьи 296 Гражданского кодекса РФ является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности при владении и пользовании данным имуществом.
Оснований согласиться с доводами жалобы и отменить в связи с этим вынесенное судьей по данному делу решение не нахожу.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Приведенные мотивы, положенные в основу жалобы должностного лица органа государственного пожарного надзора, были приняты судом во внимание при вынесении обжалуемого постановления. Но с учетом вышеуказанных обстоятельств, отсутствием противоправного бездействия, приведшего к возникновению выявленных органом государственного пожарного надзора нарушений, судья пришла к обоснованному выводу о том, что факт владения зданием детского сада на праве оперативного управления не является доказательством вины учреждения во вменяемом ему правонарушении.
Таким образом, доводы жалобы не указывают на то, что судьей неверно определены обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу об административном правонарушении, нарушены требования процессуальных норм при сборе доказательств, дана неправильная оценка собранным доказательствам, неверно установлены имеющие значение для разрешения дела факты.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что требования процессуальных норм о предмете доказывания, доказательствах и их оценке при рассмотрении жалобы на постановление главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору, судьей не нарушены.
Проверив дело в полном объеме, прихожу к выводу также, что нормы КоАП РФ, устанавливающие правовые основания для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу - статья 2.1, пункт 2 части 1 статьи 24.5, пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судьей применены верно. Вынесенное по делу решение соответствует требованиям части 2 статьи 30.7, статье 29.10 КоАП РФ. Порядок и процедура рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания, установленные в главе 30 КоАП РФ, судьей соблюдены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи и направлении жалобы на новое рассмотрение не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Решение судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N оставить без изменений, жалобу главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору Фролова Д.Н. - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.