Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Абрамовой Н.Н.
судей Маньковой Е.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Хлопотининой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 17 сентября 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 21 мая 2015 года, которым постановлено:
Обязать Государственное учреждение - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Алфеевой Т.А. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год в соответствии с медицинскими показаниями.
Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Ярославля обратился в суд в интересах Алфеевой Т.А. с иском к Государственному учреждению "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Фонд) о предоставлении Алфеевой Т.А. как инвалиду ... путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Представитель ответчика в письменном отзыве исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе государственного учреждения "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" ставится вопрос об отмене решения в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. По мнению ответчика, суд не учел, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, передаваемых Фонду из федерального бюджета на предоставление названной социальной услуги. Выделенные Фонду средства в полном объеме использованы на приобретение в соответствующем периоде путевок для граждан, имеющих право на их получение. В связи с полным освоением ассигнований, выделенных на приобретение санаторно-курортных путевок, обязательства Фонда прекратились, Фонд не может отвечать по обязательствам, превышающим нормативный объем финансирования, предоставленного на финансовый год. Фонд не отказывал Алфеевой Т.А. в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, такая путевка будет ей предоставлена в порядке очередности и при поступлении дополнительных бюджетных средств. Таким образом, ответчик считает неправильным вывод суда о возложении на Фонд обязанности по предоставлению истцу путевки независимо от объема средств федерального бюджета, выделенных Фонду на эти цели. Также ответчик указывает, что в условиях недостаточности финансирования предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение в порядке очередности - исходя из даты подачи заявления - при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства. Предоставление путевки на основании указанного решения суда, по сути, означает внеочередное предоставление истцу указанной социальной услуги, чем нарушаются права других граждан, имеющих аналогичное право, и обратившихся в Фонд с заявлением ранее, чем истец. Положения Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года не содержат гарантии ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг. В нарушение статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, по мнению ответчика, не привел в решении мотивы, по которым отверг доводы Фонда.
На апелляционную жалобу поступили письменные возражения прокурора Ленинского района г. Ярославля.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя государственного учреждения "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" по доверенности Елисееву А.И., поддержавшую указанные доводы, прокурора Лемехову Т.С., возражавшую против них, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу пункта 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или в органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
На основании пункта 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Как видно из приведенных норм, условиями для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются, во-первых, обращение с заявлением лица, имеющего право на её получение и, во-вторых, наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Закона N 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что Алфеева Т.А., являясь инвалидом ... , и представив в Фонд справку по форме N 070/у-04, вправе претендовать на получение санаторно-курортной путевки. При этом, оценивая доводы ответчика, суд правомерно исходил из того, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное финансирование Фонда на данные цели, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Доводы ответчика о том, что Законом N 178-ФЗ не предусмотрено ежегодное предоставление льготной категории граждан путевок на санаторно-курортное лечение, а часть 2 статьи 6.3 Закона N 178-ФЗ устанавливает период (календарный год), в течение которого гражданин имеет право обратиться для реализации права на получение набора социальных услуг, не могут повлечь отмены состоявшегося судебного акта, так как не свидетельствуют об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора.
Указанная норма закона направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. При этом Фонд не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 года N 817-О не опровергает выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения в связи с нарушением материального закона, т.к. положений о том, что путевки предоставляются в порядке очередности, с учетом даты подачи заявления, закон не содержит.
С учетом изложенного, при разрешении дела суд правильно применил нормы материального права, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом разбирательства в суде первой инстанции, данным доводам ответчика суд дал надлежащую правовую оценку.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований для отмены решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения "Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 21 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.