Астраханский областной суд в составе
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
при секретаре Петровой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-21/2015
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" обратилось в Астраханский областной суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В обоснование своих требований указало, что ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" является собственником земельного участка с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование "для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха", расположенного в "---". Датой образования данного земельного участка в результате разделения земельного участка с кадастровым N--- и внесения номера в государственный кадастр недвижимости является 21 августа 2012 года. Как собственник земельного участка, Общество является плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из его кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка особо охраняемых территорий на территории Астраханской области проводилась 01 января 2008 года и утверждена постановлением Правительства Астраханской области от 06 декабря 2010 года N 532-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области".
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 21 августа 2012 года составляет "---". Согласно заключению оценщика ООО "---" от 04 марта 2015 года N--- рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 21 августа 2012 года составляет "---", что ниже его кадастровой стоимости на "---"
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" просило обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "---", площадью "---" кв.м., расположенного по адресу: "---" в размере его рыночной стоимости равной "---" на основании заключения оценки.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской внести изменения в государственный кадастр недвижимости указав кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "---", площадью "---" кв.м., расположенного по адресу: "---" в размере его рыночной стоимости равной "---" руб.
Определением Астраханского областного суда в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"), филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, Правительство Астраханской области.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" изменило свои требования, указав в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, Правительство Астраханской области, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, администрацию Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" и просило установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, которая составляет на указанную дату "---" рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер "---", площадью "---" кв.м., расположенный по адресу: "---" в размере его рыночной стоимости равной "---" рублей.
В судебном заседании представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" Кононенко И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, извещенного о времени и месте судебного заседания, в письменных возражениях которого указывалось на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области Вавилова Н.Д., полагала заявленные требования необоснованными, поскольку при рассмотрении дел об определении рыночной стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости, законом не предусмотрена необходимость возложения обязанности на органы ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
Представитель Правительства Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Башмаков Н.М. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда, пояснив, что результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области были утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 06 декабря 2010 года N 532-П, в настоящее время в соответствии с законом готовится очередная государственная кадастровая оценка указанных категорий земель.
Представитель Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" Данилов А.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что представленный отчет не соответствует требованиями федеральных стандартов оценки.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), статья 24.12 Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 1 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
В силу статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Таким образом, настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), пунктом 15 статьи 20 которого административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности областного суда.
Неявка представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в силу части 4 статьи 247 КАС РФ, не является препятствием к рассмотрению и разрешению настоящего дела.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, допросив оценщика З.Л.Н., исследовав представленные доказательства, Астраханский областной суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета, в частности, внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно статье 24.18 закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" (административный истец), являясь плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поставило вопрос об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Земельный участок, являющийся собственностью ООО, относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха.
Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области проводилась в 2008 году и определена на 01 января 2008 года. Правительство Астраханской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области постановлением N 532-П от 06 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области".
Земельный участок "---" площадью "---" кв.м, расположенный по адресу: "---", из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха был поставлен на государственный кадастровый учет 12 февраля 2003 года. Сведения об этом земельном участке были включены в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Астраханской области, по состоянию на 01 января 2008 года, значение удельного показателя составило "---". за "---" кв.м.
На основании постановления администрации МО "Приволжский район" Астраханской области N 1218 от 29 июня 2012 года об образовании двух земельных участков, из земельного участка с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., были образованы два земельных участка путем его раздела на земельные участки с кадастровыми номерами "---" и "---".
Земельный участок с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., расположенный по адресу: "---", из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха, образовавшийся в результате раздела вышеуказанного участка был поставлен на государственный кадастровый учет 21 августа 2012 года.
При постановке его на кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка определена государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата по Астраханской области (административный ответчик) на основании пункта 2.1.17. Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические указания) и при внесении сведений в государственный кадастр 21 августа 2012 года составила "---"
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" 04 июня 2015 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области, однако, согласно Уведомлению от 05 июня 2015 года N 327 заявление к рассмотрению Комиссией не было принято, а представленные документы возращены заявителю.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу статьи 17.1 этого же Федерального закона для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Обращение ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", являющегося собственником земельного участка, в суд с требованием об установлении его кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 21 августа 2012 года, соответствует положениям статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18, 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" представлен отчет от 04 марта 2015 года N 3523, выполненный ООО "---", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "---" площадью "---" кв.м., расположенного по адресу: "---" по состоянию на 21 августа 2012 года составляет "---" рублей
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Соответствие отчета об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "---" от 17 марта 2015 года N Э15-0305-04-01.
В качестве заинтересованных лиц ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, Правительство Астраханской области, Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, администрацию Муниципального образования "Яксатовский сельсовет"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в письменных возражениях позицию по существу предъявленных требований не высказало, полагая, что управление необоснованно привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, не возражая по существу заявленных требований, привело нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, и указало на невозможность возложения обязанности на орган кадастрового учета по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
Правительство Астраханской области и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Администрация Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" просила требования, как незаконные и необоснованные, оставить без удовлетворения, поскольку сведения о земельном участке носят временный характер. В судебном заседании представителем администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" поставлен под сомнение представленный отчет об установлении рыночной стоимости земельного участка, поскольку отсутствует корректировка по месту его расположения, но какие-либо данные в подтверждение данной позиции и свидетельствующие о неправильном определении рыночной стоимости земельного участка им не приведены.
Исследуя в судебном заседании отчет об установлении рыночной стоимости и положительное заключение эксперта на него, судом допрошен в качестве свидетеля оценщик З.Л.Н., пояснившая, что важным элементом сравнения для земельных участков является местоположение земельного участка, все объекты-аналоги, как и объект оценки, расположены в Астраханской области, на первой линии водохранилищ и имеют сопоставимое расположение, в связи с чем необходимости в корректировке по месту расположению не имелось. В отчете имеются сведения о том, что все объекты-аналоги равноудалены от береговой линии, что в значительной степени влияет на стоимость земельных участков, используемых для эксплуатации базы отдыха. Такой фактор, как нахождение объекта-аналога N 1 в Енотаевском районе Астраханской области, не может повлиять на размер установленной рыночной стоимости земельных участков, поскольку в данном случае на стоимость в значительной степени влияет фактор нахождения земельного участка именно у береговой линии и возможности его целевого использования. Объект-аналог N 3 также находится на территории Астраханской области, на территории прилегающей к городу Астрахань, обладает развитой инфраструктурой и прилегает к реке Волга, что указано в используемых источниках.
В соответствии состатьей 11Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Федеральным стандартом оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказомМинэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, установлено, что отчет об оценке должен соответствовать принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности (пункт 4). Согласнопункту 3,указанного федерального стандарта оценки, отчет об оценке должен быть составлен в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет; быть предназначен для использования заказчиком оценки и иными заинтересованными лицами (пользователями отчета об оценке); содержать подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки установлены федеральным стандартом оценки N 1 (ФСО N 1). Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N 1).
Из представленного ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" отчета следует, что оценщиками произведен анализ рынка земельных участков рекреационного назначения на территории Астраханской области, рыночная стоимость объекта оценки определялась исходя из его фактического использования - в качестве земельного участка для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха, для сравнения оценщики выбрали три объекта-аналога, их перечень и характеристики содержатся в таблице 9.1. Аналоги выбраны по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей по функциональности и параметрам. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиками при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Все объекты-аналоги находятся в собственности, расположены на землях особо охраняемых территорий, назначение для осуществления рекреационной деятельности (N 3), для создания базы отдыха (N2), для загородного жилья, для осуществления рекреационной деятельности (N 1).
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки: на изменение цен на земельные участки за период между датами сделки и оценки, на предложение (снижение цены в процессе реализации), на площадь, на наличие коммуникаций. В отчете имеются описание и расчет корректировок. Отказ от проведения корректировок по другим аспектам, в отчете мотивирован и сомнений не вызывает. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в том числе на соответствие требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доводы представителя администрации Муниципального образования "Яксатовский сельсовет" о неправильном расчете рыночной стоимости объекта оценки, материалами дела не подтверждены, в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, что и было предметом оценки в отчете, доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете позиции, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлялось. Статус записи в государственном кадастре недвижимости, содержащаяся в кадастровом паспорте земельного участка, о том, что сведения о нем носят временный характер, соответствуют положениям статьи 24 Закона о кадастре и на рыночную стоимость земельного участка не влияют
Таким образом, представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка является проверяемым и обоснованным.
Рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона при включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, определяет кадастровую стоимость таких объектов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
С учетом приведенной нормы, рыночная стоимость настоящего земельного участка должна быть установлена на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, поскольку в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка согласно пункту 2.1.17 Методических указаний.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., расположенный по адресу: "---", из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха, образовавшийся в результате раздела ранее учтенного земельного участка был поставлен на государственный кадастровый учет 21 августа 2012 года. Его кадастровая стоимость определена по правилам статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ и датой внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости является 21 августа 2012 года, соответственно и рыночная стоимость этого участка должна быть установлена на указанную дату.
Исследовав и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" доказательства, Астраханский областной суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости по состоянию на 21 августа 2012 года земельного участка с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование "для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха", расположенного по адресу: "---", равной его рыночной стоимости в размере "---" рублей на период с 01 января 2015 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При этом суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области внесения изменения в государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, без принятия какого-либо дополнительного решения.
Руководствуясь статьями 175 - 181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть", поданное 31 июля 2015 года в Астраханский областной суд, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "---", площадью "---" кв.м., категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование "для рекреационных целей под эксплуатацию базы отдыха", расположенного по адресу: "---", равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 августа 2012 года в размере "---" рублей на период с 01 января 2015 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.