судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр на Керченской" А. - К. на решение Трусовского районного суда г.Астрахани от 18 июня 2015 года и постановление старшего государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 16 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр на Керченской" А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области от 16 апреля 2015 года генеральный директор ООО "Автоцентр на Керченской" А. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель А. - К. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2015 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Астраханской области от 16 апреля 2015 года о привлечении генерального директора ООО "Автоцентр на Керченской" А. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба представителя А. - К. без удовлетворения.
Представитель А. - К. обратилась с жалобой, в которой просит решение суда от 18 июня 2015 года, постановление административного органа от 16 апреля 2015 года отменить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Представитель службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в Астраханский областной суд не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав представителя А. - Л., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Согласно статье 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Из материалов дела следует, что А. является генеральным директором ООО "Автоцентр на Керченской".
" ... " года, в 15.00 часов, в результате плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Автоцентр на Керченской", проводимой по адресу: "адрес", установлены нарушения положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Из материалов дела слеудет, что основной деятельностью ООО "Автоцентр на Керченской" является торговля автотранспортными средствами.
Из протокола осмотра от " ... " года следует, что при эксплуатации помещений, работы сотрудников ООО "Автоцентр на Керченской" по адресу: "адрес", образуются отходы - мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
В нарушение статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" у ООО "Автоцентр на Керченской" отсутствуют паспорта на образующиеся отходы - на мусор несортированный от бытовых помещений (исключая крупногабаритный), ртутные лампы, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак.
Кроме того, в нарушение статьи 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" руководитель ООО "Автоцентр на Керченской" не имеет подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; не представлены сведения о назначении лица, допущенного к обращению с отходами, прошедшего профессиональную подготовку в области обращения с отходами.
Районный суд обоснованно пришел к выводу о законности вынесенного старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Астраханской области постановления по делу об административном правонарушении от " ... " года и наличии в действиях генерального директора ООО "Автоцентр на Керченской" А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные обстоятельства и виновность А. в допущенном нарушении подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, оснований не доверять которым не имеется.
Доводы жалобы о том, что А. не является субъектом административного правонарушения, поскольку имеется договор аренды, в силу которого ООО "Автоцентр на Керченской" не принадлежат отходы производства, не соответствуют установленным обстоятельствам дела по следующим основаниям.
" ... " года между ООО МПКФ "ТехСервис" (Арендодатель) и ООО "Автоцентр на Керченской" (Арендатор) заключен договор аренды объекта недвижимого имущества - части нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с целью размещения в нем офиса продажи автомобилей.
Исходя из условий договора, арендуемое помещение оборудовано офисной мебелью, освещением, компьютерной техникой, камерами наблюдения (п.1.3).
В силу пункта 3.4.1 договора Арендодатель обязан предоставить Арендатору помещение в состоянии, пригодном для использования в соответствии с целями аренды, предусмотренными договором, обязан проверять работу и состояние ртутьсодержаших/люминесцентных источников света, осуществлять их обслуживание и замену в случае необходимости (п.3.4.6).
При этом, Арендодатель самостоятельно и за свой счет организует работу по обращению с отходами, ведет учет отходов, получает необходимые разрешения, согласовывает нормативы и лимиты, сдает все отчетности в соответствующие органы, а также самостоятельно и за свой счет осуществляет все необходимые платежи за вредное воздействие на окружающую природную среду. Арендатор передает Арендодателю право собственности на все образующиеся в результате деятельности Арендатора в арендуемом помещении отходы (п.3.4.7).
Однако указанные условия договора аренды не могут служить основанием для освобождения ООО "Автоцентр на Керченской" от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, поскольку в силу вышеуказанных положений действующего законодательства юридическое лицо, от деятельности которой образуются отходы производства, обязано составлять паспорта отходов I - IV класса опасности, представлять в уполномоченный орган сведения о назначении лица, допущенного к обращению с отходами производства. При этом, руководитель Общества обязан иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Таким образом, поскольку непосредственно от деятельности ООО "Автоцентр на Керченской" образуются отходы производства, то обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, возложена на Общество.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, образователем (собственником) отходов может являться и лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. Однако вопросы установления права собственности на отходы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Наличие в договоре аренды указания на передачу Арендодателю права собственности на все образующиеся в результате деятельности ООО "Автоцентр на Керченской" в арендуемом помещении отходы, также не освобождает заявителя от исполнения обязанности по соблюдению экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, поскольку в силу действующего законодательства не является подтверждаем соблюдения сторонами порядка и формы передачи прав и обязанностей на отходы производства.
Доводы жалобы о том, что в результате деятельности ООО "Автоцентр на Керченской" отходы производства не образуются, опровергаются совокупностью исследованных доказательств, в том числе актом проверки от " ... " года, протоколом осмотра от " ... " года, договором аренды от " ... " года, которыми установлено образование от деятельности ООО "Автоцентр на Керченской" отходов производства.
Существенных нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица и решения районного суда при производстве по делу, не допущено. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статьи 3.1 и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Трусовского районного суда г.Астрахани от 18 июня 2015 года, постановление старшего государственного инспектора службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 16 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу представителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Автоцентр на Керченской" А. - К. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.