Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколовой Т.Б.,
судей Савоскиной И.И. и Титовой О.Г.,
при секретаре Шилкиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 07 сентября 2015 года апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на заочное решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 мая 2015 года по делу по иску Бутурлимовой Натальи Васильевны, Бутурлимовой Марии Сергеевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны России, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании использования жилого помещения в качестве служебного незаконным, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Савоскиной И.И.,
объяснения представителя Бутурлимовой Н.В. и Бутурлимовой М.С. по доверенности - Гришина Д.В.,
УСТАНОВИЛА:
Бутурлимова Н.В. и Бутурлимова М.С. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, в котором просили признать использование жилого помещения в качестве служебного, расположенного по адресу: "данные изъяты", незаконным; признать за истцами право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма; признать за истцами право собственности в равных долях по 1/2 доле за каждой на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Исковые требования мотивированы тем, что Бутурлимова Н.В. проходит действительную военную службу в ВС РФ с "данные изъяты" года по настоящий момент, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет. На основании решения жилищной комиссии войсковой части 52676-А от 22.09.2005 года Бутурлимовой Н.В. и членам ее семьи (дочь - Бутурлимова М.С., сын ? Гриценко А.К.) было предоставлено спорное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, расположенное по адресу: "данные изъяты". После предоставления жилого помещения с Бутурлимовой Н.В. был заключен жилищный договор от 06.03.2006 года, а в последующем она была исключена из списка бесквартирных по АХУ ВВС. Бутурлимовой Н.В. было разъяснено, что статус квартиры как служебной определяется в связи с тем, что квартира находится на территории закрытого военного городка. В квартиру истцы вселились 15.03.2006 года. Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2006 года N1541-р поселок Заря исключен из перечня закрытых военных городков. Истцы обращались в уполномоченные органы с заявлением о снятии с квартиры служебного статуса с целью дальнейшей ее приватизации, но получили отказ. Истцы полагают, что в отношении спорного жилого помещения не был соблюден установленный порядок отнесения к специализированному жилищному фонду.
Бутурлимова Н.В. и Бутурлимова М.С. и их представитель в судебное заседание не явились, извещены; в заявлении исковые требования поддержали.
Представители ответчиков Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ в судебное заседание своих представителей не направили, извещены.
Заочным решением суда от 14 мая 2015 года иск Бутурлимовой Н.В. и Бутурлимовой М.С. удовлетворен в полном объеме.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России не согласилось с решением суда, подана апелляционная жалоба, в которой просит заочное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России своих представителей не направили, извещены.
Бутурлимова Н.В. и Бутурлимова М.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены; их представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил заочное решение суда оставить без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав объяснения представителя истцов, судебная коллегия находит основания для отмены обжалуемого заочного решения суда и принятия по делу нового решения.
Судом установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", является собственностью Российской Федерации, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истица заключила контракт о прохождении военной службы до "данные изъяты" 1998 года, то в силу положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на первые пять лет предоставляется служебное жилое помещение, а при продолжении военной службы свыше пяти лет ей должны были предоставить жилое помещение на общих основаниях. Предоставление спорной квартиры не отвечало нормативным правилам предоставления служебных жилых помещений военнослужащим проходящих военную службу по контракту, т.к. на момент принятия решения о предоставлении спорного жилого помещения Бутурлимова Н.В. прослужила в Вооруженных Силах РФ более 18 лет, т. е. приобрела право на получение жилого помещения на общих основаниях. Поскольку Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1514-р от 04.11.2006 г. пос. Заря исключен из перечня закрытых военных городков, следовательно, жилые помещения, находящиеся в военном городке, в отношении которых не принимались решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду, не являются с этого времени служебными, следовательно, использоваться как служебная квартира не могла и может быть приватизирована истцами как занимаемая на условиях социального найма. Суд пришел к выводу, что порядок отнесения квартиры к специализированному жилищному фонду не был соблюден, что в силу ст. 12 ГК РФ дает основания признать использование жилого помещения в качестве служебного незаконным.
Судебная коллегия считает, что вынесенное судом первой инстанцией решение принято без учета норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу "данные изъяты", предоставлена Министерством обороны Российской Федерации в лице командира войсковой части 52676-А Бутурлимовой Н.В. по договору найма служебного жилого помещения в связи с прохождением службы в войсковой части. Договор найма служебного жилого помещения заключен на время прохождения службы. Из п. 1 договора следует, что служебное жилое помещение предоставляется до наступления предельного возраста до "данные изъяты" г. Данный договор Бутурлимовой Н.В. в судебном порядке не оспорен.
Согласно списку распределения жилых помещений по войсковой части, спорная квартира выделена Бутурлимовой Н.В. в качестве служебной с исключением из списков очередников.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Как предусмотрено п. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно с. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 42 включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
21 ноября 2005 года начальник строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации согласовал принятие решения о включении в т.ч. спорной квартиры N "данные изъяты" д. "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в число служебных в/ч 52676 в закрытом военном городке Заря.
Из сообщения Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха от 05.10.2011 г. N 6606/2 следует, что в соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 21.09.2010 г. N 1264 прекращено право оперативного управления войсковой части 96000 на объекты недвижимого имущества и передано в муниципальную собственность городского округа Балашиха за исключением некоторых позиций, в том числе двухкомнатной квартиры N "данные изъяты" в доме N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты", которая имеет статус служебной и в муниципальную собственность не передавалась.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что квартира предоставлялась истцу в качестве служебной и ее статус до настоящего времени не изменен. Исключение мкр. Заря из числа закрытых военных городков автоматически не влечет за собой изменение статуса служебной квартиры, а вопрос об исключении данной квартиры из числа служебной уполномоченными органами не принимался.
Кроме того, суд не учел, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятие с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решения уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ( ч.3 и 4 ст. 57 и ст. 63 ЖК РФ).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Бутурлимовой Н.В. на условиях социального найма уполномоченным оранном не принималось. Указанная квартира предоставлена истице как военнослужащему во временное пользование на период службы с соблюдением требований Федерального закона "О статусе военнослужащих, на основании договора найма служебного жилого помещения от 06.03.2006 г.
Сам по себе факт необходимости предоставления жилого помещения по договору социального найма в силу положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и с учетом выслуги лет, исходя из даты заключения первого контракта не может служить основанием для передачи ей занимаемой служебной квартиры в качестве жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона от 4июля1991года N1541-1 " О приватизации жилищного фронда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения,
Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отказано Бутурлимовой Н.В. в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку оно включено в специализированный служебный фонд.
Поскольку занимаемое Бутурлимовой Н.В. и ее членами семьи жилое помещение является служебным, оснований для передачи его в собственность в порядке приватизации не имеется.
Учитывая, что судом первой инстанции принято решение в нарушение норм материального права, что является основанием для отмены решения, а учитывая отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе Бутурлимовой Н.В. и Бутурлимовой М.С. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в иске Бутурлимовой Наталье Васильевне, Бутурлимовой Марии Сергеевне к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о признании использования жилого помещения по адресу: "данные изъяты" в качестве служебного незаконным, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.