Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Платоновой И.В.,
судей Фоминой С.С., Косенко Л.А.,
при секретаре Орловой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на решение Советского районного суда г.Рязани от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Рязанского района Рязанской области к государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" отказать.
Исковые требования к администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенную на земельном участке гослесфонда с кадастровым номером
"
1
", расположенном напротив с.Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., объяснения Главы администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области Сидорова В.Г., представителя государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" Яковлева В.В., представителя Министерства лесного хозяйства Рязанской области Антонова А.С., прокурора Рязанской областной прокуратуры Щукину Е.И., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Прокуратурой Рязанского района проведена проверка обращения Региональной общественной организации "Экологический Рязанский Альянс" о нарушениях природоохранного законодательства на территории Рязанского муниципального района. В ходе проверки на территории муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района установлено наличие несанкционированных свалок бытовых отходов и строительного мусора на земельных участках гослесфонда ГКУ РО "Солотчинское лесничество" с кадастровым номером
"
2
", расположенном у д.Кельцы, при въезде в деревню со стороны г.Рязани, после поворота дороги, съезд налево в лес, далее около 250м и кадастровым номером
"
1
", расположенном напротив с. Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот. В ходе проверки установить собственника отходов не представилось возможным. В соответствии с примечанием к п.7.8 ГОСТ 30772-2001 Постановления Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Распоряжение земельными участками категории земель лесного фонда относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Рязанской области. Поскольку собственник отходов на вышеуказанных земельных участках государственного лесного фонда не установлен, ГКУ РО "Солотчинское лесничество" в силу ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", как юридическое лицо, ответственное за указанные территории, обязано произвести сбор и вывоз бытовых отходов на указанных земельных участках. Непринятие ГКУ РО "Солотчинское лесничество" мер по организации ликвидации несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенные на следующих земельных участках гослесфонда: с кадастровым номером
"
2
", у д.Кельцы, при въезде в деревню со стороны г. Рязани, после поворота дороги, съезд налево в лес, далее около 250 м; с кадастровым номером
"
1
", напротив с. Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот. В соответствии со ст.206 ГПК РФ, установить срок для исполнения - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 22 апреля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ прокурор Рязанского района Рязанской области окончательно просил суд обязать администрацию муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района и Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенную на земельном участке гослесфонда с кадастровым номером
"
1
", расположенном напротив с. Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, установить срок для исполнения решения суда.
Решением суда исковые требования прокурора к администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым обязать государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" ликвидировать вышеуказанную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, полагая, что суд первой инстанции неверно применил закон, подлежащий применению. В обоснование доводов жалобы указывает, что в полномочия администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области не входит уборка несанкционированных свалок, расположенных на землях государственного лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства Рязанской области просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено, судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Рязанского района Рязанской области просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений ссылается на ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которой, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области Сидоров В.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" Яковлев В.В., Министерства лесного хозяйства Рязанской области Антонов А.С. возражали против отмены решения суда, указав на необоснованность доводов апеллятора.
Прокурор Рязанской областной прокуратуры Щукина Е.И. указала, что имеются основания для отмены постановленного судом решения, так как обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на территории участка лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации, должна быть возложена на государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество".
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит что имеются основания, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного решения, так как судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалов дела, не оспаривалось сторонами, на территории муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на земельном участке государственного лесного фонда с кадастровым номером
"
1
", входящим в состав земельного участка с кадастровым номером
"
3
", принадлежащего Российской Федерации, напротив с. Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора.
Удовлетворяя требования прокурора в части обязания администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, суд первой инстанции исходил из того, что в обязанности органа местного самоуправления входит организация сбора твердых бытовых в пределах муниципального образования, в том числе на землях, принадлежащих Российской Федерации.
С указанным выводом районного суда не имеется оснований согласиться в силу нижеследующего.
Коллегия находит противоречащим действующему законодательству вывод районного суда об ответственности органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора с земельного участка лесного фонда в связи с его вхождением в состав территории поселения, так как, применив общие нормы Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", суд не дал оценки тому обстоятельству, что правоотношения по очистке лесов от захламления и загрязнения регламентированы специальными нормами законодательства, предусматривающими ответственность собственника земельного участка, органа государственной власти субъекта РФ за состояние земель лесного фонда.
Статьей 42 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено в ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные нормы являются общими, действующими в отношении территорий общего пользования - с улиц, обочин дорог, с общедоступных контейнерных площадок.
Вместе с тем, указанная обязанность не означает, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, если только указанные участки не находятся в собственности иных лиц.
Нормой ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов, предусматривающие, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно п. 1 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно положениям пункта 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на данной территории возложена на Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество".
Довод представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество" и Министерства лесного хозяйства Рязанской области о том, что действующее законодательство не обязывает органы лесничества производить очистку участков, входящих в лесной фонд, от твердых бытовых отходов, а предусматривает лишь устранять негативные последствия, связанные с жизнедеятельностью лесных насаждений, как то вырубка погибших и поврежденных деревьев, сбор опавших веток и т.п., а вывоз и сбор твердых бытовых, строительных отходов на территории муниципального образования входит в компетенцию местной администрации, судебная коллегия не может принять во внимание, как противоречащий вышеизложенному законодательству.
Коллегия не усматривает оснований для возложения на ответчика - орган местного самоуправления обязательств по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке лесного фонда, принимая во внимание специальную ответственность ответчика Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" за очистку леса от захламления, предусмотренную законом. Статьей 84 Лесного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также возможность наделения отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В отношении ответчика администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области не принимался нормативный акт о наделении его отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства леса, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, решение районного суда, как постановленное с нарушением п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, подлежит отмене.
По делу подлежит принятию новое решение, которым обязанность по ликвидации несанкционированной свалке следует возложить на Государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 25 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области к государственному казенному учреждению Рязанской области "Солотчинское лесничество" удовлетворить. Обязать государственное казенное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенную на земельном участке гослесфонда с кадастровым номером
"
1
", расположенном напротив с.Ласково, съезд с Нижегородской трассы на запад, в лесу левый поворот.
В удовлетворении исковых требований прокурора Рязанского района Рязанской области к администрации муниципального образования - Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - отказать.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.