Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ерлашова П.И. на решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2015 года, которым оставлено без изменения постановление старшего федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. генерального директора по ПБ, ОТ и ОС АО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" Ерлашова П.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 по делу об административном правонарушении должностное лицо - и.о. генерального директора по ПБ, ОТ и ОС АО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" Ерлашов П.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа, Ерлашов П.И. обжаловал его в Сызранский городской суд Самарской области, которым 21 июля 2015 года постановлено указанное выше решение.
В своей жалобе Ерлашов П.И. считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам, установленным в рамках дела об административном правонарушении, просит постановление административного органа и решение районного суда отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив представленные материалы дела, заслушав представителя ФИО5, поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Росприроднадзора ФИО6, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут была проведена внеплановая проверка АО "СНПЗ" проведена, в ходе которой было установлено, что и.о зам.генерального директора по ПБ, ОТ и ОС АО "СНПЗ" Ерлашов П.И. допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а именно: не и полном объеме организовал работу, направленную на соблюдение требований природоохранною законодательства в области обращения с отходами, а также не в полном объеме организован контроль за исполнением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, что привело к несоблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления: не подтверждено отнесение отхода "отработанная щелочь (СЩС)", образованного в процессе деятельности предприятия к конкретному классу опасности. Отработанная щелочь (СЩС) образуется в ходе основных технологических процессов при очистке установками получаемых полупродуктов и продуктов. Щелочная очистка предназначена для удаления из нефтепродуктов кислых и сернистых соединений. Общее количество отработанной щелочи (СЩС) составило в 2014г.-20378 м?, в 2015г.-4942м?. Основная часть отработанной щелочи (СЩС) с установок поступает во 2 систему канализации на центральный блок очистных сооружений. В случаях простоя установок по производственной необходимости или капитальному ремонту отработанная щелочь (СЩС) поступает в резервуар объемом 1000 м? нефтеловушечного хозяйства цеха водоснабжения и водоотведения N АО "СНПЗ", из которого сливается в резервуар Е1 объемом 10 м?, который также находится на территории нефтеловушечного хозяйства цеха N19. Из резервуара Е1 отработанная щелочь (СЩС) удалялась насосом в автобойлер другой организации с целью дальнейшего использования на договорной основе.
Общее количество отработанной щелочи(СЩС), которая удалена из емкости в 2014 году составляет 905,84 тонн, в 2015году-45,970 тонн. Удаление отработанной щелочи (СЩС) проводилось с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
"адрес" транспортных партий составило- 30 ед. Количество транспортных партий 2015 году составило - 2, общее количество удаленной отработанной щелочи - 45,970 тонн.
Указанный факт подтверждает, что отработанная щелочь удалялась с территории АО "СНПЗ" другой организацией.
Отработанная щелочь (СЩС) переходила от заказчика - ОАО "СНПЗ" к исполнителю - ООО "Экорос" через перевозчика, нанятого ООО "Экорос" и использована ООО "Экорос" на специализированной площадке в Саратове (Елшанский карьер керамзитовых глин). При этом ООО "Экорос" 02.09.2011г. выдавалась лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов 1-4 класса опасности со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ На основании этой лицензии ООО "Экорос" были разрешены работы в области обращения с отходами в Елшанском карьере керамзитовых глин, расположенном и г. Саратове, и других регионах РФ.
В настоящее время деятельность по использованию отходов 1-4 класса опасности до 30.06.2015г. не подлежит лицензированию.
В 2015г. до апреля т.г. отработанная щелочь (СЩС) удалялась ООО "Экоуслуга" из емкости Е1 двумя транспортными партиями.
На момент проверки емкость Е1 полностью заполнена отработанной щелочью, т.е. объем отработанной щелочи составляет 10 м ?, емкость Е 429 объемом 1000 м? частично заполнена отработанной щелочью.
Договор от ДД.ММ.ГГГГг. N 3301715/0319Д между АО "СНПЗ" и ООО "Экоуслуга" на оказание услуг по утилизации отработанной щелочи (СЩС) действует до ДД.ММ.ГГГГг. Па основании договора АО "СНПЗ" планирует передать отработанную щелочь в количестве 1471,2 тонны. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ передано на утилизацию 45,970 тонн отработанной щелочи.
ДД.ММ.ГГГГг. между ООО "Экорос" и ООО "Экоуслуга" был заключен договор подряда па оказание услуг по утилизации отработанной щелочи (СЩС), принадлежащей ОАО "СНПЗ", в пункте 1.1 которого указывается, что работы выполняются ООО "Экорос" в соответствии с действующей лицензией по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов 1-4 класса опасности, выданной Департаментом Росприроднадзора по Приволжскому Федеральному округу.Следовательно, ООО "Экоуслуга" принимает от АО "СНПЗ" и передает на утилизацию ООО "Экорос" отработанную щелочь (СЩС), которая классифицируется как отход.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отработанная щелочь (СЩС) относится к отходу.
В соответствии с протоколом 45-к от 18.05.2015г. экспертами и специалистами отработанная щелочь отнесена к отходу 3 класса опасности для окружающей среды.
В соответствии с частью 2 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона юридическое лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы I - IV класса опасности обязано подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности.
АО "СНПЗ" не подтверждено отнесение отхода "отработанная щелочь (СЩС)", образованного в процессе деятельности завода, к конкретному классу опасности. На вышеуказанный отход не составлен паспорт. Тогда как в соответствии с частью 3 ст. 14 вышеуказанного Федеральною закона на отходы 1-1У класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется па основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Не установлены нормативы образования вышеуказанного отхода, образованного в результате деятельности АО "СНПЗ", тогда как в соответствии с частью 1 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона должны быть установлены нормативы образования отходов и лимиты на размещение.
В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном в 2012 году генеральным директором ОАО "СНПЗ", отсутствует норматив образования на отход "отработанная щелочь (СЩС)", образованный в ходе основных технологических процессов и очистке получаемых полупродуктов и продуктов. На вышеуказанный отход не утверждены годовые нормативы образования.
Указанный отход отсутствует в Решении от ДД.ММ.ГГГГ N Управления Росприроднадзора по Самарской области об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов АО "СНПЗ" разработаны без учета выполняемых работ по образованию отработанной щелочи (СЩС), накоплению, удалению и передаче отходов другой организации с целью дальнейшей утилизации.
Не в полном объеме ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, тогда как юридические лица обязаны вести такой учет.
Порядок учета в области обращения отходами АО "СНПЗ" не соответствует порядку, утвержденному приказом от 01.09.11г. N Министерства природных ресурсов и экологии РФ (зарегистрирован в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ N22050), согласно которого учету подлежат все виды отходов 1-5 класса опасности. Таблицы данных учета отходов должны заполняться по приложениям N за учетные периоды.
В ходе проверки также установлено, что при эксплуатации установок; комбинированных установок ЭЛОУ-АВТ-5, ЭЛОУ-АВТ-6, установки компрессии, абсорбции, стабилизации газа (К"ЛС), газофракционирующей установки (ГФУ), установки изомеризации ПГИ-ДИГ/280 АО "СМ ИЗ" образуется отход "отработанная щелочь (СЩС), которая накапливается в резервуарах на территории нефтеловушечного хозяйства цеха 19 и передается другой организации с целью дальнейшего использования.
Следовательно, АО "СНПЗ" обязано вести учет образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам и полученных от других лиц, а также размещенных отходов полном объеме с учетом всех образующихся отходов.
Кроме этого в ходе проверки установлено, что в АО "СНПЗ" порядок учета в области обращения с отходами не в полном объеме соответствует порядку учета в области обращения с отходами, установленному федеральным органом исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией. В данных учета по приложениям N и N отсутствует информация по образованию, накоплению и передаче отхода "отработанная щелочь (СЩС)" другой организации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Факт совершения Ерлашовым П.И. вмененного правонарушения подтверждается представленным материалом, а именно: приказом от 0705.2015 года N о проведении проверки, уведомлением N от 08.05ю.2015 года о проведении внеплановой проверки, актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ года, письменными объяснениями привлекаемого к ответственности лица Ерлашова П.И., должностной инструкцией П2-03 ДИ-РЗ-17 ЮЛ-039, постановлением о назначении наказания N от 0 ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Ерлашова П.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованного принято во внимание, что Ерлашов П.И. в соответствии с должностной инструкцией заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среду АО "СИПЗ", утвержденной руководителем АО "СНПЗ", обязан организовывать работу на предприятии, направленную па соблюдение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами и организовывать контроль за исполнением требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, однако не предпринял необходимых мер по организации производственного контроля за соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП Российской Федерации.
Доводы Ерлашова П.И. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебной инстанцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы Ерлашова П.И. о том, что решением Сызранского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г., оставлено без изменений постановление главного государственного санитарного врача от 22.05.15г., которым Ерлашов П.Н. также привлечен по ст.8.2 КоАП РФ, в связи с чем считает, что последний не может дважды нести наказание за одно и то же правонарушение, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и нашли свое правильное разрешение при вынесении судом решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
Доводы, на которые ссылается Ерлашов П.И. в своей жалобе, в том числе и относительно неправильной оценки установленных по делу обстоятельств - отнесения сернисто-щелочных стоков к отходам производства и потребления III класса опасности, являются несостоятельными с учетом вышеизложенных обстоятельств и не влекут отмену постановления судьи Сызранского городского суда. Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено Ерлашову П.И. в пределах санкции, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Ерлашова П.И. к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего федерального государственного инспектора РФ по охране природы по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - и.о. генерального директора по ПБ, ОТ и ОС АО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" Ерлашова П.И. и решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 21 июля 2215 года изменения, жалобу Ерлашова П.И. - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.