Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Самчелеевой И.А.,
судей Шуковой Н.М.,Толмосовой А.А.
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
при секретаре Татариновой Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия N 38 городского округа Тольятти, мэрии городского округа Тольятти об обязании устранить нарушения целостности ограждения территории общеобразовательного учреждения,
с апелляционной жалобой мэрии городского округа Тольятти на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ гимназии N 38 г.о. Тольятти, мэрии г.о. Тольятти об обязании устранить нарушения целостности ограждения территории общеобразовательного учреждения - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на мэрию городского округа Тольятти профинансировать и установить периметральное ограждение территории МБОУ гимназии N 38, расположенной по адресу: "адрес".
В остальной части иска прокуратуре г.о. Тольятти - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., заключение прокурора Слива Г.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тольятти в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти, мэрии г.о. Тольятти об обязании устранить нарушения целостности ограждения территории общеобразовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований указывалось, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об образовании в сфере обеспечения охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, а также соблюдения требований федерального законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений в деятельности общеобразовательных учреждений, в деятельности МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выражающиеся в нарушении целостности ограждения территории данного общеобразовательного учреждения.
Поскольку отсутствие ограждения влечет нарушение прав и законных интересов граждан, способствует проникновению на территорию данного образовательного учреждения посторонних лиц, а также животных, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и угрозу жизни и здоровью людей, в целях устранения указанных нарушений, прокурор просил суд, обязать мэрию г.о. Тольятти профинансировать расходы на установление ограждения по периметру МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти; обязать МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти по мере поступления финансирования установить ограждение по периметру общеобразовательного учреждения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика мэрии г.о. Тольятти - Ушаков Р.А. просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В жалобе указывает, что выполнение мероприятий по благоустройству территории МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти включено в муниципальную программу "Благоустройство территории г.о. Тольятти 2015-2024 гг.". При условии достаточного объема бюджетных ассигнований на реализацию указанной Программы, в 2018 г. мэрией г.о. Тольятти на территории гимназии планируется выполнение целого ряда работ по благоустройству территории. Кроме того, администрации гимназии предложено поэтапное выполнение работ по восстановлению ограждения территории учреждения. Полагает, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы мэрии г.о. Тольятти о том, что гимназия получает доходы от оказания платных услуг, в связи с чем, обязанность по установлению ограждения должна быть возложена на общеобразовательное учреждение. Просил также обратить внимание на то, что администрацией гимназии в адрес мэрии г.о. Тольятти не направлялся расчет планируемых проектно-строительных работ по замене ограждения, несмотря на то, что это является обязанностью общеобразовательного учреждения.
В письменных возражениях и.о. прокурора г. Тольятти просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, об уважительности причин неявки представителей суд не уведомили, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в отсутствие представителей не обращались.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В заключении по делу прокурор Слива Г.Ю. полагала, что решение подлежит отмене в части.
Изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом при разрешении спора установлено и подтверждено материалами дела, что при проведении в октябре 2014 года прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти проверки образовательного учреждения - МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти на предмет профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, технической защищенности и соблюдения мер антитеррористической безопасности, а также по исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, выявлены нарушения целостности ограждения по периметру указанного общеобразовательного учреждения. Данные нарушения отражены в представлении прокуратуры Автозаводского района г. Тольятти от 07.10.2014 N.
Из указанного представления усматривается, что надлежащие меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников, охране подведомственной территории, здания и сооружения образовательного учреждения не приняты, а именно частично отсутствует ограждение в образовательном учреждении МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти, что создает возможность допуска посторонних лиц на территорию учреждения.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиками не оспаривалось наличие нарушений, а именно отсутствие целостности ограждения на территории МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти.
Из материалов дела следует, что родители и учащиеся МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти обращались в Департамент образования мэрии г.о. Тольятти с просьбой о предоставлении денежных средств, в том числе на восстановление периметрального ограждения. Директор МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти обращалась к руководству ОАО " "данные изъяты"" с просьбой оказать содействие в финансировании работ по восстановлению периметрального ограждения (л.д. 24, 25). Вместе с тем, принимаемые меры, не дали положительных результатов.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. 7 ст. 2., подп. а, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. п. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года).
В силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.1. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Удовлетворяя заявленные требования прокурора частично, суд пришел к выводу о том, что в силу положений закона и специальных санитарно-технических требований территория учебного заведения должна быть ограждена, поскольку отсутствие такого ограждения, в том числе частично, отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в учебном заведении, и нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья.
Возлагая обязанность на мэрию г.о. Тольятти по финансированию и установке периметрального ограждения территории МБОУ гимназия N 38, суд исходил из того, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г., действующей на момент возникновения спорных правоотношений) "Об образовании в Российской Федерации").
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).
Таким образом, исходя из выводов суда, является установленным факт отсутствия в нарушение "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые являются обязательными для исполнения, на территории МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти полного ограждения, а потому необходимо его восстановление, однако денежные средства для этого образовательному учреждению не выделяются.
При этом представителем мэрии г.о. Тольятти не оспаривался тот факт, что гимназия является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является администрация г.о. Тольятти.
В этой связи, суд пришел к выводу, что обязанность по несению бремени содержания имущества МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ей в оперативное управление, в том числе, по обеспечению восстановления частично отсутствующего ограждения территории гимназии возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры, полномочия по управлению и финансовому обеспечению которого возложены на мэрию г.о. Тольятти.
При таком положении, суд посчитал, что у него имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности на ответчика - мэрию г.о. Тольятти в целях обеспечения безопасности образовательного процесса и противодействия терроризму, соблюдения законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан, по финансированию и установке периметрального ограждения территории образовательного учреждения.
Вывод суда о наличии оснований для возложения обязанности на мэрию г.о. Тольятти по финансированию расходов на установку ограждения по периметру МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти г.о. Самара, по мнению судебной коллегии, является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что выполнение мероприятий по благоустройству территории МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти включено в муниципальную программу "Благоустройство территории г.о. Тольятти 2015-2024 гг." и при условии достаточного объема бюджетных ассигнований на реализацию указанной Программы, в 2018 г. на территории гимназии планируется выполнение целого ряда работ по благоустройству территории, не может быть принят во внимание.
Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеприведенные законоположения с учетом установленного факта нарушения требований об установке ограждения по периметру территории образовательного учреждения позволили суду предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и возложить на учредителя данной организации - мэрию г.о. Тольятти обязанности по финансированию работ по установлению ограждения территории образовательного учреждения.
То обстоятельство, что выполнение мероприятий по благоустройству МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти запланировано на 2018 г. при условии достаточного объема бюджетных ассигнований, не освобождает ответчика от принятия всех необходимых и безотлагательных мер для предотвращения преступлений террористической и иной направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения образования.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что на мэрию г.о. Тольятти должна быть возложена и обязанность по установлению периметрального ограждения указанного общеобразовательного учреждения.
Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Согласно п. 9 указанной статьи Закона, имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно Гражданскому кодексу РФ имущество за учреждениями закрепляется на праве оперативного управления, и законодательством не предусматривается иное вещное право для его закрепления (абз. 2 п. 1 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Исходя из указанных норм закона МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти обладает самостоятельностью деятельности как хозяйствующий субъект с непосредственным контролем над ней ее учредителем - мэрией г.о. Тольятти.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о возложении на МБОУ гимназия N 38 г.о. Тольятти обязанности по оборудованию ограждения по периметру территории образовательного учреждения, а на мэрию г.о. Тольятти - обязанность по финансированию указанных работ.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части, а апелляционная жалоба частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03 июля 2015 года отменить в части.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Исковые требования прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению гимназия N 38 городского округа Тольятти, мэрии городского округа Тольятти об обязании устранить нарушения целостности ограждения территории общеобразовательного учреждения - удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти профинансировать расходы на установление ограждения по периметру Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия N 38 городского округа Тольятти, расположенного по адресу: "адрес".
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия N 38 городского округа Тольятти установить ограждение по периметру общеобразовательного учреждения".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.