Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по заявлению администрации г.о. Жигулевск об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.о.Жигулевск обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.06.2015 года N 15/18с-5 об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, равной 5 678 676 рублей, указанной в отчете об оценке от 07.05.2014 года N 26/11-14/3-1-А.
В обоснование заявления указали, что при принятии решения Комиссией нарушен порядок, поскольку отсутствовал председатель Комиссии, что, по их мнению, противоречит закону.
Просили заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации г.о.Жигулевск Кочеров М.С., действующий на основании доверенности от 05.05.2015г. требования поддержал и просил признать решение Комиссии незаконным, указав, что иных оснований для его оспаривания не имеется.
Представитель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области и Управления Росреестра Черкасова Е.Г., действующая на основании соответствующих доверенностей возражала против удовлетворения требований, полагая их необоснованными.
Представитель Правительства Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области Малинин М.С., действующий на основании соответствующих доверенностей полагает заявление обоснованным, просит его удовлетворить.
Представитель ООО "КОРАЛЛ" в судебное заседание не явился, ранее в пояснениях суду и письменном отзыве просил в требованиях отказать, поскольку заместитель председателя Комиссии председательствует в отсутствии председателя Комиссии, что и было в данном случаи.
Представитель ФГБУ "ФКП Рореестра" по Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причин не явки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные администрацией г.о.Жигулевск удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года N П/48 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 года N П/371 в состав Комиссии были внесены изменения, численный состав остался прежним - 4 человека.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 года N 263, комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных указанным Порядком. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 20 Порядка определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Судом в ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что 29.05.2015 года ООО "КОРАЛЛ" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области (далее Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 12 186 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под размещение производственной базы, расположенного по адресу: "адрес" и установлении ее в размере рыночной стоимости, равной 5 678 676 рублей, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости N 26/11-14/3-1-А от 07.05.2015 года, выполненным ООО "Независимый кадастровый центр". В заявлении указали, что являются арендаторами данного земельного участка, что подтверждено представленным договором аренды от 01.10.2010г., заключенным с администрацией г.о. Жигулевск.
Кадастровая стоимость данного земельного участка на момент обращения с указанным заявлением была установлена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", вступившим в силу 25.11.2013 года, и составляла 14 421 156,12 руб.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка ООО "КОРАЛЛ" был приложен полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 135-ФЗ и Порядком, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 26/11-14/3-1-А от 07.05.2015 года, выполненным ООО "Независимый кадастровый центр".
Решением Комиссии от 19.06.2015 года за N 15/18с-5 заявление удовлетворено, комиссия решила: определить кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, равной 5 678 676 рублей, установленной в отчете об оценке рыночной стоимости N 26/11-14/3-1-А от 07.05.2015 года. При принятии решения присутствовали 3 члена Комиссии из 4-х -заместитель председателя комиссии А.З.В., члены комиссии Ш.О.В. и Л.В.П.
Ссылки на то, что при отсутствии председателя комиссии отсутствует правомочие на принятие решения, суд полагает несостоятельными, поскольку в соответствии с п.11 Порядка создания и работы комиссии, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.05.2012г. N 236 заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии.
В соответствии с пунктом 10 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствовали не менее половины ее членов. Согласно протоколу заседания, присутствовало 3 человека.
Доводы о том, что решение комиссии нарушает право заявителя на получение налога в большем размере, не влияют на законность принятого Комиссией решения, поскольку не имеют правового значения. ООО "КОРАЛЛ" в рамках данного дела выступает как арендатор земельного участка, следовательно, не является лицом, обязанным к уплате налога за него. При этом они вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка, поскольку ее показатель влияет на расчет арендной платы за земельный участок.
Доводы о том, что отсутствие представителя Росреестра могло повлиять на решение комиссии носит предположительный характер и не влечет признание оспариваемого решения незаконным.
Таким образом, судом установлено, что процедура и порядок принятия решения Комиссией были соблюдены, поскольку заседание Комиссии было проведено с соблюдением требований перечисленного выше законодательства, основания для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка отсутствовали.
Сам представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по мотиву несоответствия требованиям федерального законодательства, заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления администрации г.о. Жигулевск об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 19.06.2015г. N 15/18с-5 об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 678 676 рублей на основании отчета об оценке, выполненного ООО "Независимый кадастровый центр" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.09.2015г.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.