Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 мая 2015 года по делу
по иску Сухановой Т. Я. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возмещении расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Суханова Т.Я. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании в ее пользу потраченных денежных средства на проезд в размере "данные изъяты".
В обоснование требований указала, что имеет льготу на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ получала санаторно-курортное лечение. Билеты на проезд приобрела за свой счет. Расходы составили "данные изъяты" коп. В филиале N 7 Фонда социального страхования ей отказали в возмещении указанных расходов.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Сухановой Т.Я. удовлетворены.
С Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Сухановой Т. Я. взысканы расходы на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно в размере "данные изъяты". за счет средств федерального бюджета.
На данное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба.
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит отменить постановленное судом решение и принять новое, отказав истцу в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В обоснование ответчиком указано, что документами, необходимыми для обеспечения истца бесплатным проездом к месту лечения и обратно по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения являются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон N2. Формы данных документов предусмотрены Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 05 октября 2005 года N617.
Суханова Т.Я. относится к льготной категории граждан и по сведениям федерального регистра в 2014 году имела право на получение бесплатного проезда к месту лечения и обратно. Однако с соответствующими документами и заявлением о предоставлении талонов и (или) именных направлений на право бесплатного получения проездных документов по путевке в региональное отделение не обращалась. Лишь ДД.ММ.ГГ истец обратилась в филиал N7 с заявлением о компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, однако учитывая установленный законом порядок реализации права, филиалом на законных основаниях отказано в выплате компенсации. Данному обстоятельству судом оценка не дана.
Отмечено, что вопреки выводам суда, разъяснения истцу относительно порядка обеспечения бесплатным проездом к месту санаторно-курортного лечения и обратно специалистами Фонда не давались, поскольку она в отделение Фонда не обращалась, доказательств обратного суду не представлено.
Факт доведения разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 марта 2014 года N12-3/10/13-1098 не имеет в данном случае юридического значения, поскольку отделение Фонда Сухановой Т.Я. в предоставлении бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно не отказывало, ввиду отсутствия ее обращения. Ответчик полагает, что поскольку компенсация самостоятельно произведенных расходов на проезд к месту лечения и обратно законодательством не предусмотрена, вывод суда о том, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, незаконно и необоснованно. Таким образом, судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения не дана надлежащая оценка всем известным суду обстоятельствам.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Суханова Т.Я. просит постановленное судом решение оставить в силе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Суханова Т.Я. пояснила, что с апелляционной жалобой ответчика не согласна.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 6.7 Федеральным законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N178-ФЗ (далее закон N178-ФЗ) предусмотрено, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с главой 2 указанного Закона.
В силу ст. 6.2 и ч.5 ст. 6.3 закон N178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), пунктом 4.4 которого предусмотрено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
В силу п.5 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 05 октября 2005 года N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом (приложение N 1) и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Судом первой инстанции установлено, что Суханова Т.Я. является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имела право на предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, а также имела право с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и обратно, что подтверждается справкой Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе от 21 января 2014 года.
Главным Управлением Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности истцу была предоставлена санаторно-курортная путевка N *** серии *** в санаторий имени И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России (Ставропольский край, г. Ессентуки), продолжительностью с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также ДД.ММ.ГГ Сухановой Т.Я. выдан талон N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что объем предоставляемых мер социальной поддержки (включая право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно) законодателем не уменьшен, истец, получивший путевку в Главном Управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, имел право на бесплатное получение (приобретение) проездных документов для проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Истец вынуждено приобрела проездные билеты за свой счет до г.Ессентуки Ставропольского края и обратно, общей стоимостью "данные изъяты"
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ не предусмотрена выдача талонов и именных направлении на право бесплатного получения (приобретения) проездных документов для проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно гражданам льготных категорий, получившим путевки в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения
Однако, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1294, которым были внесены изменения в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснило, что изменения в редакцию подпункта "б" пункта 11 были внесены в части исключения упоминания упраздненного в 2008 году Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Оплате в рамках реализации Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи по-прежнему подлежит стоимость проезда к месту, в том числе санаторно-курортного лечения, при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. В этой связи правовых оснований для отказа в выдаче талонов на бесплатный проезд и оплате транспортным организациям расходов на проезд граждан к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, не имеется (о чем указано в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 марта 2014 года N 12-3/10/В-1098).
В соответствии с данным письмом с 04 марта 2014 года территориальные органы фонда вновь имеют право на выдачу специальных талонов на бесплатный проезд и оплату транспортным организациям расходов на проезд граждан к месту санаторно-курортного лечения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт обращения истца с требованиями о предоставлении документов для бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения подтверждается приобщенным к материалам дела талоном N2 от 20 февраля 2014 года, выданным истцу председателем Комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Издания письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 06 февраля 2014 года N 17-03-11/10-1520 и применения его ответчиком стало препятствием для реализации истцом прав на бесплатный проезд, при наличии путевки на санаторно-курортное лечение.
Истец в судебном заседании ДД.ММ.ГГ поясняла, что при выдаче путевки ей указано на то, что проезд к месту лечения платный
Указанные обстоятельства позволяют полагать, что руководствуясь приведенными выше письмами Фонда социального страхования Российской Федерации ответчиком в период с января по март 2014 года право граждан льготных категорий, получивших путевки в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, на бесплатное получение (приобретение) проездных документов для проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно не реализовывалось. Доказательств обратного, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что компенсация расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно, произведенных гражданами самостоятельно, федеральным законом не предусмотрена, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана соответствующая оценка.
При этом следует отметить, что отсутствие норм закона, предоставляющих возможность компенсации стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения, не может являться препятствием для взыскания убытков на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и фактически сводятся к переоценке добытых по делу доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для такой переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты":
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.