Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Дмитриевой О.С.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца М.Г.И. на решение Зонального районного суда Алтайского края от 18 июня 2015г. по делу
по иску М.Г.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Зональном районе Алтайского края о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование М.Г.И. указывала, что имея достаточный специальный стаж работы в качестве медработника, 30 ноября 2012 года она подала заявление в ГУ УПФР в Зональном районе Алтайского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Однако, решением ГУ УПФР в Зональном районе Алтайского края N36 от 1 февраля 2013 года в назначении досрочной пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Согласно решению пенсионного органа специальный стаж истицы определен в 16 лет 01 месяц 11 дней.
При этом в специальный трудовой стаж истицы не включены:
- отпуск по уходу за ребенком с 06.10.1992 года по 10 октября 1993 года,
- работа в качестве заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива "данные изъяты" со 2 февраля 2001 года по 13 ноября 2003 года;
- в качестве заведующей профилакторием ЗАО СХП "данные изъяты" с 14 ноября 2003 года по 01 февраля 2005 года;
- в качестве медсестры профилактория "данные изъяты" с 1 февраля 2005 года по 15 сентября 2008 года;
- в качестве медсестры в муниципальном общеобразовательном учреждении "данные изъяты" с 15 сентября 2009 года по 31 декабря 2010 года;
- в качестве медицинской сестры в МОУ "данные изъяты" с 01 января 2011 года по 28 сентября 2012 года;
- в качестве медсестры физиокабинета в "данные изъяты" с 01 ноября 1999 года по 01 января 2000 года.
Отказ в назначении пенсии истица считает незаконным. В перечисленные периоды она исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности выражающиеся в оказании доврачебной медицинской помощи: прием больных, выполнение медицинских процедур. Следовательно, в вышеуказанные периоды работы она относилась к среднему медицинскому персоналу.
Истица просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с 30 ноября 2012 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Зональном районе зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 10 октября 1993 года, периоды работы: заведующей профилактория сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "данные изъяты" с 02 февраля 2001 года по 13 ноября 2003 года; в ЗАО СХП "данные изъяты" в этой же должности с 14 ноября 2003 года по 01 февраля 2005 года, в качестве медсестры профилактория администрации "данные изъяты" с 01 февраля 2005 года по 15 сентября 2008 года; в качестве медсестры в муниципальном общеобразовательном учреждении "данные изъяты" школа с 15 сентября 2009 года по 31 декабря 2010 года, в качестве медицинской сестры в МОУ "данные изъяты" школа с 01 января 2011 года по 28 сентября 2012 года; период работы с 01 ноября 1999 года по 01 января 2000 года в качестве медсестры физиокабинета в КГБУЗ "данные изъяты" в льготном исчислении.
При рассмотрении дела истица М.Г.И. отказалась от исковых требований в части зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 10 октября 1993 года, пояснив, что ответчик добровольно зачел ей указанный период в специальный стаж.
Определением Зонального районного суда Алтайского края от 5 мая 2015 года производство по иску в этой части было прекращено, в связи с отказом истца от иска.
Решением Зонального районного суда Алтайского края от 18 июня 2015г. исковые требования М.Г.И. удовлетворить частично.
Зачтен в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии М.Г.И. период работы с 1 ноября 1999 по 1 января 2001 года в должности медсестры физиокабинета МУЗ "данные изъяты"
С Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Зональном районе Алтайского края в пользу М.Г.И. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано "данные изъяты" руб.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить в части отказа в иске, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Обосновывая жалобу, настаивает, что суд неверно оценил спорные периоды ее работы, поскольку она выполняла лечебную деятельность, работу среднего медицинского персонала. Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г., указывает, что в интересах застрахованного лица, претендующего на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы до ДД.ММ.ГГг. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов. При этом ссылается на Список *** от 06.09.1991г., предусматривавший право на назначение пенсии за выслугу лет врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав истицу, настаивавшую на удовлетворении жалобы, а так же представителя ответчика, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствие с пунктом 20 ч.1 ст.30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Между тем, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п.1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее в тексте Постановление N781 от 29 октября 2002г.);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее в тексте Постановление N1066 от 22 сентября 1999г.);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее в тексте Постановление N464 от 6 сентября 1991г.);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее в тексте Постановление N1397 от 17 декабря 1959г.);
Обращаясь в суд, истица претендует на включение в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов работы:
- в качестве заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "данные изъяты" со 2 февраля 2001 года по 13 ноября 2003 года;
- в качестве заведующей профилакторием ЗАО СХП "данные изъяты" с 14 ноября 2003 года по 01 февраля 2005 года;
- в качестве медсестры профилактория администрации "данные изъяты" с 1 февраля 2005 года по 15 сентября 2008 года;
- в качестве медсестры в муниципальном общеобразовательном учреждении "данные изъяты" школа с 15 сентября 2009 года по 31 декабря 2010 года;
- в качестве медицинской сестры в МОУ "данные изъяты" школа с 01 января 2011 года по 28 сентября 2012 года;
Период работы истицы в качестве медсестры физиокабинета в КГБУЗ "данные изъяты" с 01 ноября 1999 года по 01 января 2000 года судом в такой стаж зачтен, что сторонами не оспаривается.
Все же остальные перечисленные периоды работы протекали после 31 декабря 2001г., следовательно, для разрешения спора необходимо оценивать соответствие должности истицы и места ее работы требованиям Постановление N781 от 29 октября 2002г.
Период работы М.Г.И. в качестве заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза "данные изъяты" со 2 февраля 2001 года до 31 декабря 2001г. мог так же оцениваться в соответствие с Постановлением N1066 от 22 сентября 1999г.
Разрешая спор и отказывая во включении названных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Постановлением N781 от 29 октября 2002г. (а в отношении последнего упомянутого периода и Постановлением N1066 от 22 сентября 1999г.) не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж работы в качестве заведующей профилакторием сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза, заведующей профилакторием сельскохозяйственного предприятия, акционерного общества, медсестры профилактория, а так же медсестры в муниципальном общеобразовательном учреждении. Сопоставление с утвержденными названными Постановлениями Списками позволяет признать вывод суда верным.
Так же не имелось у суда оснований для признания тождественности выполняемой истцом работы работе в предусмотренных списками учреждениях, ввиду недоказанности данного обстоятельства.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781 установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Упоминание в апелляционной жалобе на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" несостоятельно, поскольку названное Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". В пункте 16 действующего Постановления разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Доказательств, позволяющих отождествить работу истицы в оспариваемые периоды с работой в тех учреждениях, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суду представлено не было. Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не находит.
Ссылка истицы в жалобе на положения Постановление N464 от 6 сентября 1991г. несостоятельна, поскольку как выше указано названное постановление применимо к оценке трудовой деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца М.Г.И. на решение Зонального районного суда Алтайского края от 18 июня 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.