Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России "номер" по Алтайскому краю на решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России "номер" по Алтайскому краю к Савченко С. А. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, встречному иску Савченко С. А. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы "номер" по Алтайскому краю, "адрес"вому государственному унитарному предприятию "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" о снижении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости,
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России "номер" по Алтайскому краю (далее - МИФНС России "номер" по Алтайскому краю), с учетом уточнения требований, обратилась в суд с иском к Савченко С.А. о взыскании следующих недоимок: по транспортному налогу за 2012 год в размере "данные изъяты" руб., по земельному налогу за 2010-2012 годы в размере "данные изъяты" руб., по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 годы в размере "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" руб.
В обоснование требований указано, что согласно учетным данным об объектах налогообложения, поступивших в налоговый орган из органа ГИБДД, Савченко С.А в 2012 году принадлежали следующие транспортные средства: "данные изъяты" мощностью двигателя 115 л.с.; "данные изъяты" мощностью двигателя 210 л.с.; "данные изъяты" бортовой N "номер" мощностью двигателя 75л.с.; "данные изъяты" мощностью двигателя 210 л.с.; "данные изъяты" мощностью двигателя 85 л.с.; "данные изъяты" мощностью двигателя 79 л.с.; "данные изъяты" мощностью двигателя 79,6 л.с. Недоимка по транспортному налогу за 2012 год у налогоплательщика Савченко С.А., с учетом налоговой ставки и мощности двигателя принадлежащих истцу автомобилей, составила "данные изъяты" руб.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю в налоговый орган в 2010-2012 году ответчик обладал следующими земельными участками:
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер" (2012 год), кадастровая стоимость "данные изъяты" ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.;
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер" (2012 год) кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер",(2012 год) кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер"(2012 год), кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.( "данные изъяты" доля);
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер"(2012 год), кадастровая стоимость "данные изъяты" руб.;
по адресу "адрес", кадастровый номер "номер", кадастровая стоимость "данные изъяты" руб. ( "данные изъяты" доля).
К земельным участкам, расположенным по "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" подлежит применению налоговая ставка 0,3%, к остальным объектам налогообложения подлежит - 1,5%, как к прочим земельным участкам, в силу чего земельный налог, подлежащий уплате ответчиком за 2010-2012 годы составил: "данные изъяты" руб.
Согласно учетным данным, представленным Управлением Росреестра в налоговый орган, ответчику в 2011 году принадлежало здание цеха лесопиления по "адрес", ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб. В 2012 году ответчику принадлежали следующие объекты недвижимости:
жилой дом по "адрес", ( "данные изъяты" доля) инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здания, строения, сооружения по "адрес", ( "данные изъяты" доля) инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здания, строения, сооружения по "адрес", ( "данные изъяты" доля) инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
хлебоприемный пункт, Литер АА1БВ, по "адрес", ( "данные изъяты" доля) с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.; квартира по "адрес" ( "данные изъяты" доля) инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здание цеха по ремонту комбайнов (гараж) по "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здание столовой по "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здания, строения, сооружения по "адрес" ( "данные изъяты" доля) инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здание коровника, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здание круглого склада, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
здание круглого склада, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
механизированный ток, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.; здание коровника, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.; здание коровника, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.; здание конторы, "адрес" инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб. Подлежащий уплате ответчиком за 2011-2012 годы налог на имущество физических лиц составил "данные изъяты" руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ в качестве соответчика по встречному иску Савченко С.А. привлечено Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости".
Определением суда от ДД.ММ.ГГ встречное исковое требование о признании недействительным п.4 требования об уплате налога "номер" от ДД.ММ.ГГ оставлено без рассмотрения.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования МИФНС России "номер" по Алтайскому краю удовлетворены частично, с Савченко С.А. в доход бюджета Алтайского края взыскана недоимка по транспортному налогу за 2012 год в сумме "данные изъяты" руб., в доход местного бюджета недоимка по земельному налогу за 2010-2012 годы в сумме "данные изъяты" руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 годы в сумме "данные изъяты" руб., в удовлетворении остальной части иска отказано. Также с Савченко С.А. в доход муниципального образования Красногорский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в сумме "данные изъяты" руб.
Встречный иск Савченко С.А. удовлетворен частично, установлена инвентаризационная стоимость объекта недвижимости "Хлебоприемный пункт", расположенного по "адрес", для целей налогообложения по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты" руб., в удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец МИФНС России "номер" по Алтайскому краю просит решение суда отменить, удовлетворить требования в полном объеме, указав, что встречные исковые требования Савченко С.А. не подлежали рассмотрению судом ввиду несоблюдения досудебного порядка, поскольку Савченко С.А. не обращался в вышестоящий налоговый орган. Также полагает, что судом необоснованно установлена инвентаризационная стоимость принадлежащего Савченко С.А. объекта недвижимости "Хлебоприемный пункт", расположенного по "адрес", для целей налогообложения по состоянию на ДД.ММ.ГГ, поскольку суд не обладает специальными познаниями, позволяющими производить оценку объектов недвижимости. Полагает, что с Савченко С.А. должна быть взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц, исходя из представленного налоговым органом расчета.
В возражениях на жалобу представитель административного ответчика Савченко С.А. - Галицкая Л.А. просит отказать в удовлетворении жалобы, полагая, что судом не производилась оценка объекта недвижимости "Хлебоприемный пункт", а его инвентаризационная стоимость установлена судом на основании представленных сведений.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Савченко С.А. - Галицкая Л.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя Савченко С.А. - Галицкую Л.А., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств установлено, что, согласно учетным данным об объектах налогообложения, поступившим в налоговый орган из органа ГИБДД, Савченко С.А в 2012 году принадлежали все перечисленные выше транспортные средства.
В соответствии со ст.ст.356,357,358,359 НК РФ и ст.ст.1,2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года N66-ЗС "О транспортном налоге на территории Алтайского края" ответчик является плательщиком данного налога и обязан своевременно и в полном объеме его уплачивать.
Согласно ст.361 НК РФ, ст.1 Закона Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края" налоговые ставки данного налога устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, при этом ставка налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 10.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно составляет 20; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно составляет 25; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно составляет 60.
Согласно п.2 Закона Алтайского края "О транспортном налоге на территории Алтайского края" уплата налога налогоплательщиком - физическим лицом, производится не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с расчетами истца, недоимка по транспортному налогу за 2012 год у налогоплательщика Савченко С.А составила "данные изъяты" руб., с учетом налоговой ставки и мощности двигателя, принадлежащих истцу автомобилей.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по АК в налоговый орган в 2010-2012г. ответчик обладал всеми перечисленными выше земельными участками.
Согласно расчету административного истца, к земельным участкам, принадлежащим Савченко С.А подлежит применению налоговая ставка 0,3% в отношении земельных участков, расположенных по "адрес", "адрес", "адрес", "адрес", к остальным объектам налогообложения подлежит применению налоговая ставка 1,5%, как к прочим земельным участкам, в силу чего земельный налог, подлежащий уплате ответчиком за 2010- 2012г. составил: "данные изъяты" руб.
Согласно учетным данным, представленным Управлением Росреестра в налоговый орган, ответчику в 2011г. принадлежало здание цеха лесопиления по "адрес", ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью, "данные изъяты" руб.
В 2012г. ответчику принадлежали следующие объекты недвижимости:
- жилой дом по "адрес", ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб;
- здания, строения, сооружения по "адрес", ( "данные изъяты" доля) с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здания, строения, сооружения по "адрес", ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб;
- хлебоприемный пункт, Литер "данные изъяты", по "адрес",( "данные изъяты" доля) с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-квартира по "адрес" ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
- здание цеха по ремонту комбайнов ( гараж) по "адрес", с инвентаризационной стоимостью, "данные изъяты" руб.;
- здание столовой по "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здания, строения, сооружения по "адрес" ( "данные изъяты" доля), с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здание коровника, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здание круглого склада, "адрес" с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб,;
здание круглого склада, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
- механизированный ток, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здание коровника, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здание коровника, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.;
-здание конторы, "адрес", с инвентаризационной стоимостью "данные изъяты" руб.
При рассмотрении дела, административный истец - Межрайонная ИФНС "номер" по АК уточнил инвентаризационную стоимость объекта налогообложения -Хлебоприемный пункт, по "адрес" и применил при расчете налога на имущество физических лиц по указанному объекту инвентаризационную стоимость в сумме "данные изъяты" руб., определенную АКГУП "АЦЗКН".
Административным ответчиком по первоначальному иску оспаривается примененная инвентаризационная стоимость со ссылкой на допущение технических ошибок при ее исчислении, в связи с чем, предъявлен встречный иск.
Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Механизм определения инвентаризационной стоимости установлен Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 апреля 1992 года N 87 (далее - Порядок оценки): оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки (п. 1.4).
Пунктом 3.1 Порядка оценки предусмотрено, что оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.
В соответствии с п. 3.2 Порядка оценки определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
К полномочиям субъекта Российской Федерации относится установление коэффициента, используемого для перерасчета восстановительной стоимости в уровень цен года оценки.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 18 января 1999 года N 19 "О переоценке объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности" Управлением Алтайского края по строительству и архитектуре ежегодно разрабатываются и утверждаются индексы восстановительной стоимости жилых домов, квартир и иных зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения.
Постановлением Администрации Алтайского края от 10 ноября 2003 года N 579 утверждены коэффициенты к индексам восстановительной стоимости для перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц.
Рассматривая встречные исковые требования о снижении инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - хлебоприемный пункт суд приведя собственные расчеты со ссылкой на нормативные акты, суд пришел к обоснованному выводу, что расчет налога на имущество физических лиц подлежит уточнению в соответствии с уточнением инвентаризационной стоимости по объекту-хлебоприемный пункт, в этой связи встречное исковое требование о снижении инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости удовлетворил в части, поскольку снизил инвентаризационную стоимость спорного объекта по состоянию на 01.01.2012г. до "данные изъяты" руб.
Дополнительно в суд апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России "номер" письменно сообщил, что ДД.ММ.ГГ налоговый орган получил ответ на запрос из "Алтайского центра земельного кадастра и недвижимости" о том, что поступили уточненные сведения об инвентаризационной стоимости объекта, расположенного в "адрес". НА ДД.ММ.ГГ инвентаризационная стоимость данного объекта составляла "данные изъяты" руб. Согласно этим данным налоговый орган исчислил сумму налога за 2012 год следующим образом: "данные изъяты" руб. * 1,9990% (налоговая ставка)/2 (доля в праве "данные изъяты") = "данные изъяты" руб.
С учетом установленного в судебном заседании применения налоговым органом при исчислении суммы налога неверной инвентаризационной стоимости по объекту недвижимости -хлебоприемный пункт по "адрес" и ее уточнением судом, суд привел аналогичный расчет суммы налога по данному объекту.
В отношении других объектов налогообложения у административного ответчика по первоначальному иску Савченко С.А. возражений относительно примененной при расчете инвентаризационной стоимости не возникло, судом сделан верный вывод, что налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате ответчиком за 2011-2012г. составил "данные изъяты" руб.
В соответствии со ст.52 НК РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п.6 ст.58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.
Судом верно установлено, что Савченко С.А направлялось налоговое уведомление "номер" о необходимости оплаты транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц в срок до 01.11.2013г., однако, налоги в установленные сроки не уплачены, в связи с чем, налоговым органом, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ было составлено требование "номер" от ДД.ММ.ГГ. об уплате задолженности по налогам, которое заказным письмом было отправлено налогоплательщику для добровольного исполнения, срок исполнения требования установлен до ДД.ММ.ГГ года.
При этом суд обоснованно не принял довод представителя ответчика Савченко С.А. о том, что ответчик не получал ни налоговое уведомление, ни требование об уплате налога, поскольку в силу ч.4 ст. 52 НК РФ, ч.6 ст. 69 НК РФ в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с положениями ч.3 п.1 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
Согласно п.3 ч.3 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи, наличных денежных средств, для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Согласно выписке из лицевого счета налогоплательщика, до настоящего времени суммы налогов ответчиком в установленном законом порядке не уплачена, соответственно, его обязанность по уплате налога не прекращена.
Верным является вывод суда, что с ответчика Савченко С.А подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу в размере "данные изъяты" руб., задолженность по земельному налогу в размере "данные изъяты" руб., по налогу на имущество физических лиц в размере "данные изъяты" руб., всего "данные изъяты" руб.
Учитывая, что в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ, в адрес ответчика налоговым органом заказными письмами были направлены налоговое уведомление "номер" и требование об уплате налога и пени "номер" от ДД.ММ.ГГ., суд пришел к верному выводу, что требования истца о взыскании с ответчика недоимки по налогам в размере "данные изъяты" руб., являются законными и обоснованными, в удовлетворении остальной части исковых требований налоговому органу суд правомерно отказал.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку суд правильно применил закон, определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы в части не соблюдения установленного п.2 ст.138 НК РФ досудебного порядка урегулирования спора при рассмотрении встречного иска основаны на неверном толковании закона. Суд удовлетворил его в части установления инвентаризационной стоимости объекта для целей налогообложения, ответчиком по которому выступал КГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным. Оснований к его отмене, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России "номер" по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.