Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Мокрушиной В.П.
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула от 15 апреля 2015 года по делу по иску прокурора г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула, комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет) о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению схемы размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула в порядке, предусмотренном ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), возложении обязанности на Комитет разработать проект схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края в порядке, установленном ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе", возложении обязанности на администрацию "адрес" утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории "адрес" в порядке, предусмотренном вышеуказанной нормой.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе" органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Федеральным законом от 07.05.2013 N98-ФЗ закреплена обязанность органов местного самоуправления утвердить схемы размещения рекламных конструкций до 1 января 2014 года. Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 N661. В соответствии с постановлением Администрации города Барнаула от 27.11.2014 N 2525 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности, и вносимых в нее изменений" обязанность по разработке схемы размещения рекламных конструкций, согласованию ее проекта с уполномоченным органом возложены на комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула. В результате проведенной проверки прокуратурой г.Барнаула установлено, что до настоящего времени не разработана и не утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула. С 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. В результате бездействия органов местного самоуправления более года нарушаются права неопределенного круга лиц на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что препятствует осуществлению ими рекламной деятельности.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 15 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула в порядке, предусмотренном ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе".
На данный комитет возложена обязанность разработать проект схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края в порядке, предусмотренном ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе".
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что к бездействию органа местного самоуправления относится неисполнение обязанности, возложенной на них нормативным правовым актом или иным актом, определяющим полномочия этих лиц. Согласно ФЗ "О рекламе" для разработки схемы установлен срок до 01.01.2014 года. Частью 5.8 ст.19 данного Закона установлено, что схема и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Перечень документов, который должен быть приложен к обращению о предварительном согласовании схемы, предусмотренный Порядком предварительного согласования схем и вносимых в них изменений, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18.1.2013 N661, значительно шире требований, обозначенных в п.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе". Ввиду того, что текст данного постановления был опубликован только 25.12.2013 Комитет вынужден был дорабатывать схему и готовить дополнительные материалы за пределами срока, установленного федеральным законодательством. Суд не оценил объем работы, необходимой для соблюдения требований Порядка и рекомендаций. Кроме того, на момент подачи иска проект схемы был разработан и находился на этапе согласования. То обстоятельство, что на момент вынесения решения проект не был согласован уполномоченным органом субъекта РФ не свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления, поскольку возложенные на Комитет обязанности по разработке схемы исполнены в полном объеме, а вопрос о законности отказа в согласовании находится за рамками предмета рассмотрения данного дела.
В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Центрального района г. Барнаула С.В. Акарачкина просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), выслушав представителя ответчика администрации "адрес" П., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Текутьеву Я.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждено незаконное бездействие комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по неразработке схемы размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула в порядке, предусмотренном ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе", в результате которого нарушаются права неопределенного круга лиц на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Барнаула, что препятствует осуществлению ими рекламной деятельности.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными.
Статьёй 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ, вступившего в силу 08.05.2013, предусмотрено, что со дня вступления в силу данного Закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 ФЗ "О рекламе"; с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Частью ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением администрации города Барнаула от 27.11.2014 N 2525 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности, и вносимых в нее изменений (далее - Порядок разработки и утверждения схемы), которым обязанность по разработке схемы размещения рекламных конструкций, согласованию ее проекта с уполномоченным органом возложены на комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (п.3).
В силу данного Порядка разработки и утверждения схемы проект схемы размещения с обращением о предварительном согласовании направляется Комитетом в управление Алтайского края по строительству и архитектуре (далее - уполномоченный орган) в порядке, установленном постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 N 661 "Об утверждении Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений"(п.8); комитет в течение пяти рабочих дней с момента поступления предварительно согласованного проекта схемы размещения направляет проект постановления администрации города об утверждении схемы размещения на согласование уполномоченным руководителям администрации города (п.9); в случае отказа уполномоченным органом в согласовании схемы размещения комитет в течение 30 календарных дней дорабатывает схему размещения и направляет в уполномоченный орган на согласование (п.10).
Судом установлено, что основанием обращения прокурора г. Барнаула в суд явилось то обстоятельство, что схема размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула не была разработана и утверждена, результатом чего является отсутствие возможности разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые подлежат указанию в данной схеме. Указанные действия не были совершены и на момент принятия решения судом. При этом в декабре 2014 года схема была разработана и направлена на согласование в Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, по возвращена на доработку в связи с несоответствием требованиям постановления Администрации Алтайского края от 18.12.2013 N 661.
После этого схема размещения рекламных конструкций неоднократно направлялась Комитетом в Главное управление, но не была согласована с указанием на её неполноту, несоответствие рекомендациям по подготовке материалов для предварительного согласования схем рекламных конструкций.
Давая оценку действиям Комитета по выполнению возложенной на него обязанности по разработке схемы размещения рекламных конструкций, суд первой инстанции правильно указал, что имеет место незаконное бездействие данного органа местного самоуправления по неразработке указанной схемы, не согласившись с доводами последнего о неправомерности отказов Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в согласовании схемы.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с этим судом обоснованно принято решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Комитета по разработке схемы размещения рекламных конструкций на территории города Барнаула в порядке, предусмотренном ч.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе" и о возложении на него обязанности совершить соответствующие действия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Порядком предварительного согласования схем и вносимых в них изменений, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 18.12.2013 N661, расширен перечень документов, подлежащих приложению к обращению о предварительном согласовании схемы, по сравнению с перечнем требований, обозначенных в п.5.8 ст.19 ФЗ "О рекламе", что указанное постановление было опубликовано только 25.12.2013, в связи с чем Комитет осуществлял доработку схемы за пределами установленного законом срока, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Ссылка в жалобе на то, что схема была разработана и находилась на этапе согласования, в связи с чем Комитет выполнил обязанности по разработке схемы, не может быть принята во внимание, поскольку данная схема не была согласована уполномоченным органом ввиду её несоответствия закону, при этом доказательств обратного суду не было представлено.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула от 15 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.