Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 11 июня 2015 года по делу
по иску Сиротина А. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края о признании права на досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края о признании права на досрочную пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований С. А.В. ссылался на то, что решением Управления ПФР в Мамонтовском районе от ДД.ММ.ГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа льготной работы.
С. А.В. считает данный отказ незаконным и необоснованным в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он проходил срочную службу в Вооруженных силах СССР. В указанное время действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, которое предусматривало возможность зачета службы в составе Вооруженных сил СССР в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения. Сиротин А. В., проходил службу в Вооружённых силах СССР до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и, таким образом, период службы в Советской армии подлежит включению в стаж работы по специальности, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Также Пенсионный фонд необоснованно не принял в зачет льготного стажа работу Сиротина А.В. тренером - преподавателем в ДЮСШ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.
ДД.ММ.ГГ г., по окончании педагогического училища, Сиротин А.В. был принят учителем физической культуры в Мало-Бутырскую восьмилетнюю школу. ДД.ММ.ГГ он был переведён тренером - преподавателем ДЮСШ. С этой даты и по настоящее время, С. А.В. занимается педагогической деятельностью, а именно, работает с детьми в качестве тренера - преподавателя. За указанный период характер его работы, условия её выполнения, развивающие и учебно-воспитательные задачи, а также цели тренировочного процесса существенно не менялись. Должностные обязанности тренера - преподавателя также оставались идентичными. Место работы истец по собственной инициативе не менял. Все переводы работников спортивной школы из учреждения в учреждение осуществлялись по инициативе администрации ДЮСШ в связи с изменениями в законодательстве, реорганизацией, изменением учредителя и т.д. По своим характеристикам ДЮСШ с момента создания и по настоящее время, является учреждением дополнительного образования детей.
В случае включения в льготный стаж вышеуказанных периодов, просил зачесть в специальный стаж время обучения в Каменском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в соответствии с 1 абзацем 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
На основании изложенного, истец с учетом уточнения просил:
- признать незаконным решение *** от ДД.ММ.ГГ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Мамонтовском районе об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью;
- включить период работы в должности тренера - преподавателя ДЮСШ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г., и период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, согласно п.п.19 п.1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- в случае включения в льготный трудовой стаж вышеуказанных периодов, в соответствии с законодательством, действовавшим до введения нового правового регулирования назначения пенсий, зачесть в стаж педагогической работы время обучения в педагогическом учебном заведении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.;
- признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ГУ УПФР в Мамонтовском районе назначить эту пенсию со дня обращения в ГУ УПФ РФ в Мамонтовском районе - с ДД.ММ.ГГ г.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ признано незаконным.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края возложена обязанность включить период трудовой деятельности С. А.В. в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края возложена обязанность включить период прохождения службы в Вооруженных С. С. А.В. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Признано право на досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста, в связи с осуществлением педагогической деятельности, за Сиротиным А.В. с момента его обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского - с ДД.ММ.ГГ года.
В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом необоснованно в специальный стаж истца включен период работы с 01.01.2001 по 10.01.2012, поскольку отсутствовали основания, предусмотренные п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а именно, на 01.01.2001 у истца отсутствовал необходимый стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Специальный стаж истца на 01.01.2001 составил 14 лет 4 месяца 15 дней. Представленная истцом справка N 01-16/04 не может служить доказательством выработки нормы рабочего времени истцом в период с 01.01.2001 по 10.01.2012, поскольку дата ее выдачи не соответствует действительности.
Период службы в Вооруженных силах СССР также необоснованно включен в специальный стаж истца, поскольку возможность зачета указанного периода в соответствии с постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года N1397 предусмотрена только в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ службы в составе Вооруженных сил СССР. У истца 2/3 необходимого стажа отсутствует, следовательно, оснований для включения оспариваемого периода в специальный стаж не имелось.
Решение об отказе истцу в назначении трудовой пенсии вынесено 10.04.2012, истец в суд с иском обратился по истечении трех лет, следовательно, подлежал применению срок исковой давности.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников.
Изучив материалы дела, проверив законность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истца об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 года N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" вышеуказанного Списка предусмотрены: тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель; пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" среди учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений) предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Согласно трудовой книжке С. А.В. ДД.ММ.ГГ уволен из совхоза "Буканский" в связи с призывом в ряды Советской Армии. ДД.ММ.ГГ С. А.В. зачислен на второй курс Каменского педучилища и ДД.ММ.ГГ - отчислен из училища в связи с окончанием. ДД.ММ.ГГ С. А.В. принят учителем физкультуры в Мало-Бутырскую восьмилетнюю школу. ДД.ММ.ГГ - переведен тренером-преподавателем ДЮСШ. ДД.ММ.ГГ С. А.В. переведен на работу в МБУ ДОД "ДЮСШ" в качестве тренера-преподавателя по физической культуре и спорту, где работает по настоящее время.
В соответствии со справкой РВК по Мамонтовскому и Романовскому районам *** от ДД.ММ.ГГ года, С. А.В. проходил военную службу в Вооруженных С. С. по призыву с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ С. А.В. обратился в ГУ УПФР в Мамонтовском районе с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением Управления ПФР в Мамонтовском районе от ДД.ММ.ГГ С. А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа льготной работы, на момент обращения С. А.В. стаж педагогической деятельности составил 14 лет 4 месяца и 15 дней. При этом в специальный стаж не включен период работы тренером-преподавателем в ДЮСШ с ДД.ММ.ГГ по 10.01.2012, отказ мотивирован отсутствием у истца на 01.01.2001г. необходимого специального стажа продолжительностью 16 лет 8 мес. Также исключен из специального стажа период прохождения службы в Вооруженных С. С. с ДД.ММ.ГГ по 26.05.1984, отказ мотивирован отсутствием у истца на ДД.ММ.ГГ 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж истца периода работы с 01.01.2001 по 10.01.2012, суд первой инстанции исходил из соответствия выполняемой истцом работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей", в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений", предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также наличия предусмотренных п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. тем же постановлением. Период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включен в специальный стаж, поскольку суд пришел к выводу о том, что истец выработал 2/3 стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на нормах материального права.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Аналогичное разъяснение дано в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
При этом пункт 12 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, неоднократно являлся предметом обжалования гражданами с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации. В определениях от 16.04.2009 N 567-О-О, от 17.11.2011 N 1535-О-О, 25.02.2013 N 263-О, от 16.07.2013 N 1143-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении от 24.05.2001 N 8-П, неоднократно высказывался относительного того, что предусмотренное п. 12 Правил исчисления периодов работы правило не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, к числу которых относится истец. Также решением Верховного Суда РФ от 12.03.2007 N ГКПИ07-4 отказано в признании данного пункта 12 Правил недействующим.
Из указанного пункта Правил следует, что одновременное соблюдение указанных выше условий о наличии необходимой продолжительности специального стажа и факта работы в определенный период времени является обязательным для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности тренера-преподавателя с 01 января 2001 года.
Из материалов дела следует, что специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГ составил 14 лет 4 мес. 15 дней, т.е. менее 16 лет 8 мес., следовательно, вывод суда о наличии оснований для включения периода работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не основан на положениях действующего законодательства.
В период службы истца в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (2 года 18 дней) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Пунктами 2, 4 названного Положения предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953.
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрена.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как следует из материалов дела, на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости 10.01.2012 специальный стаж работы истца, дающей право на назначение указанной пенсии, составил 14 лет 4 мес. 15 дней, следовательно, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР также не подлежал включению в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием у истца педагогического стажа не менее 25 лет.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалоба заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене в с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости отказа истцу в иске в связи с применением срока исковой давности не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку заявление ответчиком о применении срока исковой давности в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не заявлялось. В силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционной жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края удовлетворить.
Решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 11 июня 2015 года в части удовлетворения требований отменить, постановить новое решение.
Сиротину А. В. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамонтовском районе Алтайского края в данной части отказать в полном объеме.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.