Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Чубукова С.К.,
Александровой Л.А., Дмитриевой О.С.,
Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 01 июля 2015 года по делу
по иску Б.А.Н. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в котором (с учетом уточнения исковых требований) просил признать за ним право на получение жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановить пропущенный срок, возложить на ответчика обязанность предоставить жилое помещение в муниципальном образовании город Барнаул.
Требования мотивировал тем, что его отец Б.Н.Т. решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ лишен в отношении истца родительских прав, вследствие чего истец направлен в детский дом города "адрес", в котором находился почти до восемнадцати лет.
Полагает, что неразъяснение ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, права на обеспечение жилым помещением и порядок такого обеспечения повлекло нарушение его прав и явилось причиной пропуска срока для обращения к ответчику с соответствующим заявлением. В качестве уважительных причин восстановления срока также указывает, что в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год, с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год он находился и с ДД.ММ.ГГ года по настоящее время находится в местах лишения свободы.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 01 июля 2015 года исковые требования Б.А.Н. удовлетворены частично.
За Б.А.Н. признано право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Б.А.Н. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее *** кв.м в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края.
В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что право на социальную поддержку, предусмотренную Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставлено указанной категории граждан в возрасте до 23-х лет, а истец до достижения данного возраста указанной мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не представил, впервые обратился в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения в возрасте *** лет, то есть после утраты соответствующего статуса.
Ответчик считает несостоятельным вывод суда о том, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения специализированным жильем лиц данной категории без какого-либо ограничения возраста. Кроме того, со ссылкой на статью 11 Гражданского кодекса Российской Федерации полагает, что защите подлежит только нарушенное или оспоренное право, а поскольку Б.А.Н. до ДД.ММ.ГГ года будет отбывать наказание в местах лишения свободы, то в настоящий момент его право не нарушено: проживать и оплачивать содержание жилого помещения, предоставленного по решению суда, истец не может, срок предоставления жилого помещения суд не указал.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Принимая во внимание предмет и основания иска, суд первой инстанции при разрешении дела правомерно руководствовался статьями 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Так, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 23 лет, признанными в установленном порядке, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до ДД.ММ.ГГ, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Исходя из анализа положений Федерального закона 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Б.А.Н. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Б.А.Н., воспитывающийся без матери, приобрел в связи с лишением его отца Б.Н.Т. родительских прав, что подтверждается решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (л.д. 3-5).
Приказом N *** по Горняцкому детскому дому от ДД.ММ.ГГ Б.А.Н. зачислен в детский дом с ДД.ММ.ГГ в *** класс на основании путевки Крайоно N *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 8).
Согласно сведениям из алфавитной книги записи воспитанников Горняцкого специального (коррекционного) детского дома N *** для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Б.А.Н. в ДД.ММ.ГГ году, то есть до наступления совершеннолетия, выбыл в связи с лишением свободы по приговору суда, что подтверждается архивной выпиской (л.д. 9).
По сведениям регионального банка данных ГУ МВД России по Алтайскому краю Б.А.Н., проживавший в селе "адрес" Алтайского края, неоднократно привлекался к уголовной ответственности. В настоящее время с ДД.ММ.ГГ года отбывает наказание в местах лишения свободы (л.д. 21).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования, суд установил, что Б.А.Н., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своим правом на обеспечение жилым помещением до достижения им возраста 23 лет не воспользовался, сведений о том, что уполномоченными органами приняты исчерпывающие меры по реализации указанного права в материалы дела не представлено, в связи с чем пришел к выводу, что нарушенное право подлежит восстановлению.
Судебная коллегия не находит оснований усомниться в правильности данного вывода, поскольку принятое по делу решение суда постановлено при правильном применении норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, и верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, были известны суду первой инстанции, проверялись им, обоснованно не приняты во внимание, как направленные на иное, ошибочное толкование норм материального права, и на неверную оценку фактических обстоятельств дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, превышение возрастного ценза, в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, исходя из обстоятельств дела, конкретной ситуации и, учитывая, что право прямо предусмотренное законом, не было реализовано Б.А.Н. в отсутствие его вины.
Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, который реализуя конституционные полномочия по разъяснению вопросов судебной практики в целях обеспечения ее единства, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, указал, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.
Ссылка в апелляционной жалобе на нахождение истца в настоящее время в местах лишения свободы судебной коллегией отклоняется, поскольку право на обеспечение жилым помещением у Б.А.Н. возникло на момент окончания его пребывания в учреждении общественного воспитания, однако указанное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
Все доводы апелляционной жалобы фактически являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам дела, и спор по существу разрешен верно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены судебного акта, а поэтому проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.