Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 29 июня 2015 года
по иску Л.К.Г. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскании единовременной материальной помощи на домовладение.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.К.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления материальной помощи за счет средств краевого бюджета и взыскании единовременной материальной помощи на домовладение.
В обоснование иска указано на то, что в мае-июне 2014 года ее домовладение, расположенное по адресу: "адрес", пострадало в результате паводка, были затоплены приусадебный участок, огород, колодец, баня, летняя кухня, подполье жилого дома. Однако Управлением социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району было отказано в выплате материальной помощи из краевого бюджета, предназначенной пострадавшим гражданам на каждое домовладение, попавшее в зону затопления, не смотря на то, что она была включена в список граждан, пострадавших в результате паводка, на получение единовременной материальной помощи в размере "данные изъяты" руб.
Считая отказ в выплате материальной помощи незаконным, Л.К.Г. просила суд обязать администрацию Усть-Пристанского района включить ее в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета; взыскать с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району указанную сумму, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и за консультацию, составление искового заявления в размере "данные изъяты" руб.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, в качестве третьего лица привлечено Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 29 июня 2015 года исковые требования Л.К.Г. удовлетворены частично.
Судом постановлено взыскать с Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Л.К.Г. единовременную материальную помощь на домовладение в размере "данные изъяты" руб. за счет средств бюджета Алтайского края, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. и расходы по оплате юридических услуг в размере "данные изъяты" руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С решением суда не согласились ответчики.
Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование жалобы указано, что при рассмотрении спора судом не были приняты во внимание нормативные акты Алтайского края, регулирующие предоставление краевой материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Суд не учел, что согласно акту обследования, подтопления принадлежащего истцу дома не было. При рассмотрении спора необходимо было учесть, что первые выплаты материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края начали производиться 6 июня 2014 года, а первые списки на оказание материальной помощи из федерального бюджета были сформированы 16 июня 2014 года. Л.К.Г. не было представлено документов, подтверждающих невозможность самостоятельного преодоления последствий паводка. В списках на выплату материальной помощи нет персональных данных истца. Истица уже получала материальную помощь за счет федеральных средств в размере "данные изъяты" руб. на человека, оснований наличия у Л.К.Г. неотложных нужд, для удовлетворения которых необходимо боле 10 000 руб. не имеется. Доказательств трудной жизненной ситуации истицей не представлено.
В апелляционной жалобе Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указано, что судом не были применены действующие на территории края Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 05 октября 2007 года N466 и Порядок рассмотрения и обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главного управления от 02 ноября 2009 года N187. В силу указанных актов гражданин обязан представить суду документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию - паводок, а также о наличии у него неотложных нужд, истцом данная обязанность не выполнена. Основанием для отказа заявителю в предоставлении материальной помощи является, в том числе, отсутствие средств краевого бюджета на финансирование указанных расходов в текущем финансовом году. В отношении Л.К.Г. уже было принято решение об оказании материальной помощи в размере "данные изъяты" руб. на человека. Не имеется оснований для вывода о наличии Л.К.Г. неотложных нужд для удовлетворения которых необходимо более "данные изъяты" руб.
Взыскание судом с Управления по социальной защите населения по Усть-Пристанскому району в пользу истца государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. противоречит п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Взысканная судом в пользу истца сумма расходов по оплате юридических услуг в размере "данные изъяты" руб., учитывая характер спора и возможность истца обратиться за бесплатной юридической помощью, является завышенной, противоречит принципам разумности и справедливости.
В возражении на апелляционную жалобу Л.К.Г. указывает на необоснованность доводов, указанных в жалобе, просит решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 09 июня 2014 года N 994 постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N 270 утвержден Порядок выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах Алтайского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости 50 000 руб. или 100 000 руб.) распоряжением администрации Алтайского края от 01 июня 2014 года N 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
На основании распоряжения Администрации Алтайского края от 01 июня 2014 года N 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 209 от 05 июня 2014 года управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах "данные изъяты" руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом и следует из материалов дела жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит Л.К.Г., где она зарегистрирована и проживает.
В мае-июне 2014 года с.Чеканиха Усть-Пристанского района Алтайского края, в том числе и жилой дом "адрес", попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Л.К.Г. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере "данные изъяты" руб. на каждого члена семьи, за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N 270 и получила указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В Списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере "данные изъяты" руб. на домовладение, истица не была включена.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, в том числе Акт обследования поврежденного жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденный 23 сентября 2014 года главой и начальником отдела ГО и ЧС администрации Усть-Пристанского района, протокол заседания комиссии по социальным вопросам Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от 01 июля 2014 года N 23, список улиц и домов населенных пунктов района, попавших в зону подтопления, утв. 25 июня 2014 года главой администрации Усть-Пристанского района, показания свидетелей Ж.З.П., Н.В.Г., Т.Е.А., В.Н.М., суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий Л.К.Г. дом, пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия находит такие выводы суда обоснованными, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда соответствуют материалам дела и достаточно подробно мотивированы в судебном решении.
Факт причинения ущерба домовладению истцом нашел свое подтверждение при рассмотрении дела надлежащими и допустимыми доказательства, которым судом дана надлежащая оценка в совокупности и в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02 ноября 2009 года N 187 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи", постановление Администрации Алтайского края от 05 октября 2007 года N 466 "Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации".
Данный довод судебной коллегией признается несостоятельным в силу того, что Распоряжение Администрации Алтайского края от 01 июня 2014 года N187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации регулируют иные отношения, таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10 июня 2014 года N 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края N 187-р от 01 июня 2014 года. При таких обстоятельствах оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Ссылка в жалобе Главтрудсоцзащиты на необоснованность взыскания с ответчика расходов по уплате государственной пошлины судебной коллегией отклоняется как основанная на ошибочном толковании норм процессуального права.
Главой 7 ГПК РФ установлены правила распределения судебных расходов между сторонами в зависимости от того, в чью пользу состоялось решение суда. При этом к судебным расходам относятся также расходы по оплате госпошлины, а также иные издержки (ст.88 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, положения подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, предусматривающие освобождение органов государственной власти и местного самоуправления от уплаты госпошлины, не применяются к случаям распределения судебных расходов в виде государственной пошлины. При удовлетворении исковых требований, предъявленных к органу государственной власти или местного самоуправления, последний обязан возместить истцу понесенные им по делу судебные расходы, в том числе на оплату госпошлины и на возмещение расходов по составлению иска, при этом судебная коллегия не находит оснований для взыскания расходов за составление иска в ином размере.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, жалобы не содержат, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 29 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.