Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Вегель А.А., Зацепина Е.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 июля 2015 года по делу по заявлению Зинченко Л. А., Зинченко В. Н. об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула об отказе в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зинченко Л.А., Зинченко В.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее также Комитет) об отказе в предоставлении бесплатно в собственность заявителей земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГ они обратились в Комитет с заявлениями о безвозмездном предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка для эксплуатации самовольно возведенного жилого дома. Однако решением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N *** отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что они не относятся к категории граждан, которым земельный участок предоставляется в собственность бесплатно. Полагают, что такой отказ является незаконным, поскольку жилой дом возведен до "данные изъяты" года, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации; они имеют право на предоставление земельного участка в силу п.3.1 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N-88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 09 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении заявителям в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В апелляционной жалобе Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей после 01 марта 2015 года, не предусматривает возможность предоставления гражданам бесплатно без проведения торгов земельного участка под самовольно возведенным жилым домом. Пункт 3.1 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N-88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 01 марта 2015 года. В соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков по основаниям, указанным в подп.6 и 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливаются законом субъектов Российской Федерации. До настоящего времени законом Алтайского края такой порядок не установлен. Согласно переходным положениям, установленным ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при отсутствии законов субъекта Российской Федерации предоставление осуществляется в соответствии с нормами ст.39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления в собственность земельного участка без проведения торгов установлен ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, вместе с тем положения указанной статьи не применяются в случаях указанных в ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации. Правоотношения по вопросу предоставления в собственность земельного участка возникли после обращения заявителей в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, то есть после 23 марта 2015 года.
В судебное заседание явился представитель заявителя Зинченко Л.А. Жуков М.А., иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя Зинченко Л.А. Жукова М.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 08 марта 2015 года) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета противоречит закону и нарушает права заявителя.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Как усматривается из материалов дела, Зинченко Л.А., Зинченко В.Н. проживают в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", самовольно возведенном в "данные изъяты" году, то есть до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, что не оспаривалось Комитетом.
Для оформления земельного участка в свою собственность 23 марта 2015 года заявители обратились в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", площадью *** кв.м, для эксплуатации жилого дома, без проведения торгов на основании ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.24-25).
Отказывая заявителям в предоставлении земельного участка в собственность, на основании письма N *** от ДД.ММ.ГГ, со ссылкой на подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Комитет указал на то, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Лица, фактически использующие земельный участок под самовольно возведенным жилым домом, не относятся к категориям граждан, которым земельный участок предоставляется в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подп.7 ст.39.5 настоящего Кодекса (л.д.16).
Между тем, Комитет не учел, что в силу подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" установлено, что земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан в случае, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Изменения в положения п.п.3.1 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" не вносились, законодательные акты об утверждении иного перечня лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, не принимались.
Следовательно, поскольку в фактическом пользовании Зинченко Л.А., Зинченко В.Н. находится самовольно возведенный до даты введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации жилой дом, заявители относятся к числу лиц, которые вправе обратиться с заявлением об оформлении в свою собственность земельного участка под этим домом бесплатно без проведения торгов.
Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства. Положения п.3.1 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16 декабря 2002 года N88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" Земельному кодексу Российской Федерации, вопреки утверждению представителя Комитета, не противоречат. Напротив, подп.7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно установлены ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (часть 1).
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Действительно, в настоящее время законом Алтайского края данный порядок не урегулирован.
Согласно п.19 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подп. 6 и 7 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.
Таким образом, в силу прямого указания закона к рассматриваемым правоотношениям положения ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации применимы.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в деле.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Признав незаконным оспариваемое решение органа местного самоуправления, и возложив на Комитет обязанность устранить допущенные нарушения, суд не указал способ восстановления нарушенного права, которым в данном случае должно быть возложение на Комитет обязанности рассмотреть заявления Зинченко Л.А., Зинченко В.Н. о предоставлении в собственность земельного участка в установленном законом порядке, в связи с чем решение суда в данном части подлежит уточнению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 09 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула - без удовлетворения.
Уточнить абзац 2 резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
"Признать незаконным решение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении Зинченко Л. А., Зинченко В. Н. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обязанность рассмотреть заявления Зинченко Л. А., Зинченко В. Н. о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в установленном законом порядке".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.