Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Чубукова С.К.,
Александровой Л.А., Дмитриевой О.С.,
Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменский" и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2015 года по делу
по иску Демина А. И. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Демин А.И. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на ответчиков обязанность восстановить его с семьей в составе трех человек, включая супругу Демину Т.В., сына Демина И.А., дочь Демину Т.А., в списке нуждающихся сотрудников МВД в улучшении жилищных условий с декабря 2000 года.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГ года проходил службу в ГОВД города Камень-на-Оби в должности конвоира.
ДД.ММ.ГГ он обратился с заявлением в администрацию города Камень-на-Оби о принятии его с семьей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании постановления администрации города Камень-на-Оби от ДД.ММ.ГГ *** поставлен на общую очередь.
Также в декабре 2000 года Демин А.И. обращался с аналогичным заявлением к работодателю и полагал, что состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГОВД, однако ДД.ММ.ГГ при обращении в МО МВД России "Каменский" ему стало известно, что в указанном списке он не значится.
ДД.ММ.ГГ Демин А.И. обратился в МО МВД России "Каменский" о восстановлении его в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как вставший на учет до 01 марта 2005 года.
ДД.ММ.ГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии МО МВД России "Каменский" истцу отказано в восстановлении в списке в связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих признание нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2015 года (с учетом определения суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГ) исковые требования Демина А.И. удовлетворены. На МО МВД России "Каменский" возложена обязанность восстановить Демина А.И. с составом семьи три человека, включая супругу Демину Т.В., сына Демина И.А., дочь Демину Т.А., на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГ. В удовлетворении исковых требований к ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю отказано.
С законностью и обоснованностью постановленного судом первой инстанции решения не согласились ответчики, которые в апелляционных жалобах просят решение суда отменить.
В обоснование доводов жалоб приводят аналогичные доводы о том, что судом не установлен факт обращения истца в орган внутренних дел по месту прохождения службы с заявлением (рапортом) и необходимыми документами до 01 марта 2005 года, факт рассмотрения жилищно-бытовой комиссией органа внутренних дел заявления истца, факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях именно в органе внутренних дел по месту прохождения службы. Полагают ошибочным вывод суда о том, что журнал учета заявлений по жилищно-бытовым вопросам ОВД города Камень-на-Оби, Каменского района (инв. N *** содержит сведения о лицах, вставших на очередь в ОВД города Камень-на-Оби. По мнению ответчиков, копия списка сотрудников ОВД по городу Камень-на-Оби, Каменскому району Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГ не является надлежащим доказательством постановки истца на учет по месту службы и подтверждает только факт постановки на учет в администрации города. Недоказанность указанных обстоятельств, имеющих значение дела, по мнению ответчиков, является основанием для отмены решения суда.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истец Демин А.И. просит решение по делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Главного управления МВД России по Алтайскому краю Логунова М.И. поддержала доводы жалобы, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Принимая решение о восстановлении Демина А.И. с составом семьи в списке по учету сотрудников МВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции исходил из того, что факт подачи истцом документов для постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принятия его на учет по месту службы до 01 марта 2005 года подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, при этом утеря учетного дела, а также списков сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, МО МВД России "Каменский" не может влиять на объем прав Демина А.И., нуждавшегося и нуждающегося в настоящее время в улучшении жилищных условий.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона.
Сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось, что Демин А.И. в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ проходил службу в ГОВД города Камня-на-Оби, с ДД.ММ.ГГ является пенсионером МВД.
Судом установлено, что Демину А.И., его супруге - Деминой Т.В., дочери - Деминой Т.А., сыну - Демину И.А. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГ на праве общей долевой собственности (по 1 *** каждому) принадлежит "адрес", общей площадью *** кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 9-12).
Кроме того, Деминой Т.В. и Деминой Т.А. принадлежит по ? доли в праве собственности на "адрес", общей площадью *** кв.м, на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13-14).
По справкам о наличии (отсутствии) домовладений, выданных Каменским производственным участком Павловского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ N ***, сведений о регистрации за Демиными иных объектов не имеется (л.д. 19-22).
Демин А.И., Демина Т.В., Демина Т.А. с ДД.ММ.ГГ и Демин И.А. с ДД.ММ.ГГ состоят на регистрационном учете по адресу: "адрес" (л.д. 14).
Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГ, заверенного печатью ОВД города Камня-на-Оби и Каменского района, комиссия в составе Поспелова А.В., Юдина В.В., Мариной О.В. на месте провела проверку жилищных условий Демина А.И. и установила факт проживания в жилом доме в городе "адрес", общей площадью *** кв.м, принадлежащем матери Демина А.И. - Деминой Л.В., пяти человек: Деминой Л.В., Деминой Т.И., ДД.ММ.ГГ года рождения, Демина А.И., Деминой Т.В., Деминой Т.И., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д. 61, 62).
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
В развитие названного конституционного положения законодатель в статье 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N1026-1 "О милиции" (утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции") предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
При этом из содержания указанной нормы права следует, что речь идет о сотрудниках милиции, проходящих службу, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Федеральный закон от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N247-ФЗ) регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1).
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, которым стороны обязаны были руководствоваться в период возникновения между ними спорных правоотношений, учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади установлена в размере 12 кв. м на одного человека.
В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РСФСР правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.
В силу подпункта "а" пункта 2 названного Постановления Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов на основании Примерных правил и с учетом местных условий предписано разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде.
Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утверждёнными Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28 декабря 1989 года N447, закреплялся определенный порядок принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Так, в соответствии с пунктом 20 Правил, принятие на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществлялось в заявительном порядке. К заявлению подлежали приложению указанные документы.
В силу пункта 21 Правил поступившее заявление гражданина о постановке на учёт для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Согласно пункту 22 Правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Заявления о принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Копия сообщения хранится в учётном деле.
Пунктом 24 Правил установлено, что учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведётся по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
В соответствии с пунктом 25 Правил принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности, по установленной форме (приложение 6). Книга учета заполняется полностью, после чего дополняется новой книгой. Ежегодно переписка книг не допускается. В книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью.
На каждого гражданина, принятого на учёт для улучшения жилищных условий, заводится учётное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учёт (пункт 26 Правил).
На основании пункта 30 Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, удовлетворяющего требованиям пункта 55 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Контроль за состоянием работы по учету и распределению жилой площади на предприятиях, в организациях и учреждениях осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и соответствующими органами профессиональных союзов (пункт 10 Правил).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Демин А.И. обратился к главе администрации города Камень-на-Оби с заявлением о принятии его, его семьи на учет для получения жилой площади (л.д. 5).
В журнале учета заявлений по жилищно-бытовым вопросам ОВД города Камень-на-Оби, Каменского района (инв. N ***) под *** зарегистрировано заявление Демина А.И. от ДД.ММ.ГГ, который поставлен на очередь на основании постановления от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 121-126).
Справкой Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации города Камень-на-Оби Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** подтверждается, что Демин А.И. с декабря 2000 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Камень-на-Оби Алтайского края в общем списке, в списке работников милиции. На ДД.ММ.ГГ очередь в общем списке N ***, в списке работников милиции - N ***. Жилое помещение по договору социального найма, а также субсидия на строительство (приобретение) жилья не предоставлялись (л.д. 98).
Демин А.И. с составом семьи, включая супругу - Демину Т.А., сына - Демина И.А., дочь - Демину Т.А., под *** указан в Списке сотрудников ОВД по городу Камень-на-Оби, Каменскому району Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ в качестве свидетеля Артамонова Т.А., проходившая службу в МО МВД России "Каменский" с ДД.ММ.ГГ года в должности юрисконсульта, показала, что в 2000 году существовала жилищно-бытовая комиссия, в которой она являлась секретарем. Существовало распоряжение, согласно которому на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий ставили одновременно и в администрации города, и в отделе милиции. Милицейская очередь в администрации велась только на тех, кто вставал на учет по месту работы. В отделе была папка со списком всех вставших на учет сотрудников, но она была утеряна после ухода Поспелова на пенсию. Ее документы также были утеряны, и только по указанию ГУВД несколько человек в очереди восстановили (л.д. 130 оборот, 131).
ДД.ММ.ГГ Демин А.И. обратился в начальнику МО МВД России "Каменский" с заявлением о восстановлении его в списке сотрудников ОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет в Каменском ГРОВД до 01 марта 2005 года (л.д. 4).
Жилищно-бытовая комиссия МО МВД России "Каменский" на заседании ДД.ММ.ГГ приняла решение об отказе Демину А.И. в восстановлении в списке очередности сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО МВД России "Каменский", поставленных на учет до 01 марта 2005 года, в связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, оформленное протоколом *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 40, 41).
Установив указанные обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта постановки Демина А.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данным выводом, поскольку правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Так, исходя из положений Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, контроль за состоянием учета нуждающихся возложен на администрацию, а на жилищно-бытовые комиссии возложена обязанность ведения Книги учета граждан как документа строгой отчетности, оформления и надлежащего хранения учетного дела гражданина, постановленного на очередь. Таким образом, ведение в ОВД города Камень-на-Оби, Каменского района журнала учета заявлений по жилищно-бытовым вопросам, обусловленное вышеуказанными Правилами, свидетельствует об учете заявлений граждан, поступивших именно в ОВД, поскольку поступление соответствующих заявлений в администрацию города происходило путем самостоятельного обращения граждан в администрацию, и учету в ОВД не подлежало. Данный вывод согласуется с показаниями свидетеля Артамоновой Т.А. о том, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий одновременно включались в список отдела и общий список администрации, а также подтверждается аналогичными сведениями в журнале о принятых решениях в отношении включенных в список лиц, довод жалобы об обратном не является состоятельным.
Более того, список сотрудников ОВД по городу Камень-на-Оби, Каменскому району Алтайского края, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, утвержден врио начальника ОВД по городу Камень-на-Оби, Каменскому району, полковником милиции Е.А. Юдиным, подписан, в том числе председателем ЖБК ОВД подполковником милиции А.А. Братцевым, что полностью подтверждает позицию истца о том, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ГОВД города Камень-на-Оби он состоял.
Поскольку начальник ОВД по городу Камень-на-Оби не имеет полномочий утверждать списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составленные администрации города, постольку утвержденный им список является списком сотрудников ОВД, состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по месту службы до 01 марта 2005 года. То обстоятельство, что в указанный список в качестве члена семьи Демина А.И. включен Демин И.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, означает, что список в ОВД города Камень-на-Оби существовал и обновлялся по мере предоставления заявителем сведений об изменении в семейном положении.
Факт включения истца в список с неопровержимостью подтверждает и факт обращения Демина А.И. с заявлением о постановке его на соответствующий учет по месту службы, и факт принятия положительного решения комиссией, поскольку до обращения истца в суд с указанным иском данные факты ответчиками не оспаривались.
Поскольку совокупность представленных суду доказательств свидетельствует о том, что истец состоял в ОВД города Камень-на-Оби в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, то решение жилищно-бытовой комиссии об отказе в восстановлении истца в очереди в связи с отсутствием полного пакета документов, обязанность по сохранности которого возложена на указанную комиссию, является незаконным, о чем обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
В целом доводы апелляционных жалоб отражают основанную на неверном толковании норм материального и процессуального права и не подтвержденную фактическими обстоятельствами правовую позицию по спору, которая не может быть принята судебной коллегией по изложенным выше основаниям.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционных жалоб и оснований для их удовлетворения судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчиков Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Каменский" и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Каменского городского суда Алтайского края от 02 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.