Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула, администрации города Барнаула о признании бездействия незаконным, возложении обязанности осуществить дорожную деятельность.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула, администрации города Барнаула, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог по "адрес"; обязать ответчиков привести в соответствие с Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р-50597-93" и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" проезжую часть автомобильных дорог по "адрес".
В обоснование требований указал на то, что в ходе проверки состояния покрытия проезжей части автомобильных дорог по "адрес", проведенной прокуратурой Индустриального района г. Барнаула совместно с государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу, установлено, что дорожное покрытие проезжих частей указанных автомобильных дорог не отвечает требованиям ГОСТ Р-50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Вышеуказанные улицы имеют повреждения дорожного покрытия в виде многочисленных ям, выбоин, просадок, что представляет собой нарушение п.п. 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93, в соответствии с которыми покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Неудовлетворительное состояние дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. На всех обследуемых вышеуказанных участках автомобильных дорог отсутствует горизонтальная дорожная разметка, чем нарушены требования ГОСТ Р 52289 -2004.
Определением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ принят отказ прокурора от иска в части требований о признании незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог по улицам "адрес" и о возложении на ответчиков обязанности привести в соответствие с Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р-50597-93" и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" проезжую часть автомобильных дорог по названным улицам, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула удовлетворены. Признано незаконным бездействие комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог в городе Барнауле по улицам "адрес"). На комитет по дорожному хозяйству, благоустройству транспорту и связи города Барнаула возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ привести в соответствие ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" проезжие части автомобильных дорого по улицам "адрес"). В удовлетворении исковых требований к МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула, администрации города Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит отменить решение суда. В обоснование указал на то, что ДД.ММ.ГГ Комитетом заключен муниципальный контракт с МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула на осуществление дорожной деятельности, в соответствии с условиями которого выполнены работы по ремонту дорог по улицам "адрес", частично выполнены работы по ремонту улиц "адрес". Таким образом, в связи с тем, что Комитетом принимаются меры по устранению дорожных недостатков в рамках выделенного финансирования, основания для признания незаконным бездействия Комитета отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Индустриального района г. Барнаула просит об оставлении решения суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав прокурора Беспалову М.И., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в п. 5 ст. 19 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года N 789.
Согласно п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статьей 17 названного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
В соответствии с Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года N 284, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - Комитет) является органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения на территории города в сфере организации дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, благоустройства, транспорта и связи (п. 1.1). Основными целями и задачами Комитета являются, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1). Во исполнение основных целей и задач Комитет организует деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (п. 3.39).
Суд, удовлетворяя заявленные к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула требования, пришел к правильному выводу о необходимости ремонта участков проезжей части автомобильных дорог по улицам "адрес" в связи с несоответствием их вышеуказанным требованиям ГОСТ Р 50597-93. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГ, проведенной помощником прокурора Индустриального района г. Барнаула совместно с государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу Куклиным Д.В., а также фотографиями спорных участков дорог. Доказательств соответствия проезжей части автомобильных дорог по улицам "адрес" установленным требованиям суду не представлено.
Довод жалобы о заключении комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула муниципального контракта с МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула на содержание автомобильных дорог в границах Индустриального района города Барнаула, в рамках которого выполнен ряд работ по ремонту дорог, о наличии оснований для отмены решения суда не свидетельствует, поскольку указанное обстоятельство не освобождает Комитет от обязанности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог по улицам "адрес").
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.