Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Новиковой Н.В.., Зацепина Е.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Голегузовой Т. В. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 15 июля 2015 года по делу по заявлению Голегузовой Т. В. об оспаривании решения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула об отказе в подготовке и внесении сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голегузова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее также Комитет) от ДД.ММ.ГГ об отказе в подготовке и внесении сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья, просила возложить на Комитет обязанность подготовить и внести сведения о ней в реестр пострадавших участников строительства жилья.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГ между Голегузовой Т.В., ФИО1 и ООО " "данные изъяты"" заключен договор уступки права требования, согласно которому она приобрела право требования передачи от ООО " "данные изъяты"" завершенной строительством однокомнатной квартиры N *** по "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ. Во исполнение условий договора она произвела оплату полной стоимости квартиры в размере "данные изъяты" руб. ДД.ММ.ГГ она заключила договор уступки права требования с ФИО1, который передал ей "данные изъяты" руб. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ признаны недействительными сделки: инвестиционный договор, заключенный между ООО " "данные изъяты"" и ФИО1 от ДД.ММ.ГГ, договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГ, заключенный между Голегузовой Т.В., ФИО1 и ООО " "данные изъяты"", а также договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГ, заключенный между Голегузовой Т.В., ФИО1 и ООО " "данные изъяты"". Применены последствия недействительности сделки: с нее в пользу ФИО1 взыскано "данные изъяты" руб. Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ с ФИО1 в ее пользу взыскано "данные изъяты" руб. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ обращено взыскание на имущественные права должника Голегузовой Т.В. на право получения платежей по исполнительным производствам, в которых она выступает в качестве взыскателя. Таким образом денежные средства, взыскиваемые с ФИО1 ее в пользу, перечисляются ФИО1 Следовательно, ее нарушенное право не восстановлено. ООО " "данные изъяты"" обязательство по передаче квартиры не исполнело. В рамках возбужденного по признакам ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовного дела она признана потерпевшей. Таким образом, на основании положений Закона Алтайского края от 11 мая 2011 года N53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" она является пострадавшим участником строительства жилья. Однако письмом Комитета от ДД.ММ.ГГ N *** ей отказано в подготовке и внесении сведений в реестр пострадавших участников строительства жилья. Основанием для отказа явилось осуществление взыскания в ее пользу денежных средств с ФИО1 Полагает, что такой отказ является незаконным, поскольку эти денежные средства перечисляются ФИО1 по другому исполнительному производству. В результате принятия данного решения она лишена возможности получения мер государственной поддержки в виде софинансирования строительства жилого помещения в жилищно-строительном кооперативе " "данные изъяты"".
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 15 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Голегузова Т.В. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что п.5 Порядка подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в подготовке сведений о пострадавших участниках строительства жилья, однако оспариваемый отказ не содержит ни одного из указанных оснований. Судом данная норма не применена. Вместе с тем застройщик не исполнил перед ней свои обязательства, меры государственной поддержки ей не оказаны, она не утратила оснований для признания ее пострадавшим участником строительства жилья. Согласно Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (подп. 3, 6 п.2), утвержденных приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N403, она является пострадавшим участником строительства жилья. В соответствии с вышеназванным порядком сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Комитет по строительству, архитектуре и развитию города просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав Голегузову Т.В., поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
29 мая 2011 года в ступил в силу Закон Алтайского края от 11 мая 2011 года N53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников строительства жилья на территории Алтайского края" (далее Закон N53-ЗС), регулирующий отдельные отношения в сфере строительства жилья в Алтайском крае, направленные на защиту прав и законных интересов граждан - участников строительства многоквартирных домов, до вступления в силу настоящего Закона пострадавших от неправомерных действий (бездействия) застройщиков, в результате чего строительство объектов остановлено, и (или) участники строительства жилья, передавшие для этих целей денежные средства, утратили их, а также подрядчиков, указанных в настоящем Законе.
Согласно п.5 ст.2 того же Закона пострадавшим участником строительства жилья признается: гражданин, вложивший денежные средства в строительство проблемного объекта и включенный в реестр; гражданин, вложивший денежные средства в строительство многоквартирного дома и утративший их в результате неправомерных действий застройщика, включенный в реестр.
В силу п.2 ст.4 Закон N53-ЗС порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Пунктом 2 Порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 08 августа 2011 года N435 (далее - Порядок формирования и ведения реестра), установлено, что формирование и ведение реестра осуществляет Государственная инспекция Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.В соответствии с п.7 названного Порядка необходимые для ведения реестра пострадавших участников строительства жилья сведения органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставляют в Инспекцию ежемесячно.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 сентября 2011 года N2696 утвержден Порядок подготовки сведений для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья на территории города Барнаула (далее - Порядок подготовки сведений), согласно п.1 которого сбор и подготовку сведений, необходимых для формирования и ведения реестров проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья осуществляет комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по формам, указанным в приложениях 1, 2 к настоящему Порядку.
В силу п.п.3, 4 указанного Порядка с заявлением о включении в Реестр пострадавших участников строительства жилья в комитет может обратиться гражданин, указанный в пункте 5 статьи 2 Закона N53-ЗС с приложением копий документов, предусмотренных данным пунктом.
Комиссия, созданная приказом комитета, рассматривает заявление и приложенные документы в течение 10 рабочих дней с момента регистрации и принимает решение о подготовке сведений либо отказе в подготовке сведений для формирования Реестра пострадавших участников строительства жилья.
Основаниями для принятия решения об отказе в подготовке сведений о пострадавших участниках строительства жилья для формирования и ведения реестра пострадавших участников строительства жилья в соответствии с п.5 Порядка подготовки сведений являются:
исполнение застройщиком (новым застройщиком) обязательств, предусмотренных договором;
оказание однократной государственной поддержки в форме, предусмотренной ст. 6 Закона, вне зависимости от количества имеющихся у участника строительства договоров, подтверждающих право на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, количества жилых помещений, имеющихся предметом такого договора, а также оказание такой государственной поддержки одному из участников договора, подтверждающего их право на получение в собственность жилого помещения в многоквартирном доме, обязательства по которому не были исполнены застройщиком;
утрата оснований для признания участника строительства жилья пострадавшим.
Пунктом 8 Порядка формирования и ведения реестра предусмотрены аналогичные основания для принятия решения об отказе во включении сведений о пострадавших участниках строительства жилья в реестр пострадавших участников строительства жилья.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между ООО " "данные изъяты"" и ФИО1 заключен инвестиционный договор, по условиям которого инвестор ФИО1 передает заказчику ООО " "данные изъяты"" капитальные вложения в виде денежных средств, а заказчик организует полученные капитальные вложения для реализации инвестиционного (ых) проекта (ов) в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта. В течение срока действия договора - до ДД.ММ.ГГ заказчик использует капитальные вложения инвестора в инвестиционном проекте по строительству жилого микрорайона на "адрес" со встроенными помещениями общественного назначения и передает инвестору в собственность завершенную строительством однокомнатную квартиру N ***.
ДД.ММ.ГГ между ООО " "данные изъяты"", ФИО1 и Голегузовой Т.В. заключен договор уступки права требования, по которому права требования квартиры у ООО " "данные изъяты"" перешли к Голегузовой Т.В., которая уплатила ФИО1 денежную сумму в размере "данные изъяты" руб.
Впоследствии Голегузова Т.В. передала право требования квартиры у ООО " "данные изъяты"" по договору уступки права требования от ДД.ММ.ГГ ФИО1, получив от последнего "данные изъяты" руб.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ инвестиционный договор между ООО "данные изъяты"" и ФИО1 от ДД.ММ.ГГ, договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГ, заключенный между ООО " "данные изъяты"", ФИО1, Голегузовой Т.В., договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГ, заключенный между ООО " "данные изъяты"", Голегузовой Т.В., ФИО1 признаны недействительными сделками, применены последствия недействительности сделки, с Голегузовой Т.В. в пользу ФИО1 взыскано "данные изъяты" руб. (л.д.13-19).
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ с ФИО1 в пользу Голегузовой Т.В. взыскано "данные изъяты" руб., в связи с признанием договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГ, заключенного между ООО " "данные изъяты"", ФИО1, Голегузовой Т.В., недействительной сделкой (л.д.12).
Таким образом, после признания недействительными вышеназванных сделок, применены последствия их недействительности. С ФИО1 в пользу Голегузовой Т.В. взыскано "данные изъяты" руб.
С учетом изложенного Голегузова Т.В. не является гражданином, вложившим денежные средства в строительство многоквартирного дома и утратившим их в результате неправомерных действий застройщика, которому в соответствии с Законом N53-ЗС может быть оказана государственная поддержка.
То обстоятельство, что денежные средства, взысканные в рамках исполнительного производства в пользу Голегузовой Т.В. с ФИО1, перечисляются на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права ФИО1, не является основанием для признания административного истца пострадавшим участником строительства жилья в соответствии с Законом N53-ЗС.
На основании изложенного не может быть признана состоятельной ссылка в жалобе на Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденные приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N403.
Доводы жалобы о том, что в оспариваемом решении Комитета не указано основание для отказа в удовлетворении ее заявления, предусмотренное п.5 Порядка подготовки сведений, не свидетельствует о его незаконности. Из письма Комитета от ДД.ММ.ГГ усматривается, что Голегузовой Т.В. отказано в подготовке сведений для формирования и ведения реестра в связи с утратой оснований для признания участника строительства пострадавшим.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в деле.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Голегузовой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.