Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Чубукова С.К.,
Александровой Л.А., Дмитриевой О.С.,
Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 мая 2015 года по делу
по иску Филиппенко И. И.ча, Филиппенко Е. Е., ФИО1, ФИО2, Старцевой Е. В., ФИО3, ФИО4 к администрации города Бийска Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Муниципальному казённому учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" о признании государственного жилищного сертификата недействительным, признании права на получение государственных жилищных сертификатов на отдельные семьи.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
жилой дом по "адрес" на праве общей долевой собственности принадлежит Филиппенко И.И. ( *** доли), Филиппенко Е.Е. ( *** доли), Старцевой Е.В. ( *** доли), Галышевой А.В. ( *** доли), Галышеву В.В. ( *** доли), фактически состоит из двух жилых помещений, разделенных между собой капитальной стеной.
Указанный жилой дом оказался в зоне подтопления в результате паводка, имевшего место в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, и признан непригодным для проживания.
Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., их несовершеннолетние дети - ФИО1 и ФИО2 а также Старцева Е.В. и ее несовершеннолетние дети - ФИО3. и ФИО4 состоявшие на регистрационном учете по указанному адресу, включены в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения в результате паводка.
ДД.ММ.ГГ Филиппенко И.И. выдан именной государственный жилищный сертификат серии А *** на *** кв.м на семью из 7 человек из расчета 18 кв.м на одного человека, включая Старцеву Е.В., ФИО3 и ФИО4 которые членами семьи Филиппенко не являются, в жилом доме по "адрес" занимали отдельную часть дома с отдельным входом.
Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1., ФИО2., Старцева Е.В., действующая в своих интересах и в интересах ФИО3 ФИО4 обратились в суд с иском к ответчикам, в котором (с учетом уточнения исковых требований) просили признать государственный жилищный сертификат серии А N ***, выданный на имя Филиппенко И.И., на 126 кв.м, недействительным; признать за Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., ФИО1 ФИО2. право на получение государственного жилищного сертификата на одну семью составом из четырех человек на 72 кв.м, из расчета 18 кв.м на одного члена семьи; признать за Старцевой Е.В., ФИО3 ФИО4. право на получение государственного жилищного сертификата на одну семью составом из трех человек на 54 кв.м, из расчета 18 кв.м на одного члена семьи.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ признан недействительным государственный жилищный сертификат серии А N ***, выданный на имя Филиппенко И.И., на 126 кв.м.
За Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., ФИО1 ФИО2 признано право на получение государственного жилищного сертификата на одну семью составом из четырех человек, из расчета 18 кв.м на человека, всего на 72 кв.м.
За Старцевой Е.В., ФИО3 ФИО4 признано право на получение государственного жилищного сертификата на одну семью составом из трех человек, из расчета 18 кв.м на человека, всего на 54 кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что факт утраты одного жилого помещения влечет право на получение только одного государственного жилищного сертификата. Для включения истцов в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата в качестве отдельных семей необходимо представить документы о праве собственности на обособленное жилое помещение и отдельное проживание. Поскольку такие документы отсутствуют, требование о предоставлении двух жилищных сертификатов в результате утраты одного жилого помещения считают злоупотреблением правом.
Кроме того, ссылаясь на положения главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03 октября 2014 года N2-4-87-24-7, а также Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N982, полагают, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, так как не имеет правовых оснований для внесения изменений в утвержденный список граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
В письменных возражениях на жалобу Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., Старцева Е.В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцы Филиппенко И.И., Филиппенко Е.Е., Старцева Е.В., их представитель Николаев В.Г. поддержали доводы возражений на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что по договору купли-продажи *** долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок от ДД.ММ.ГГ Филиппенко И.И. и Филиппенко Е.Е. принадлежит по *** доли в праве собственности на указанный жилой "адрес", общей площадью *** кв.м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 10-15).
*** доли в праве собственности на жилой дом по указанному адресу принадлежат на праве общей долевой собственности Старцевой Е.В., Галышеву В.В. и Галышевой А.В. (по *** доли в праве собственности каждому) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 18-20).
Семьи Филиппенко и Старцевой состояли на регистрационном учете по указанному адресу, но проживали в разных половинах данного жилого дома, разделенных капитальной стеной и имеющих отдельные входы.
По состоянию на 30 мая 2014 года на территории города Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Жилой "адрес" находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, по заключению межведомственной комиссии города Бийска от ДД.ММ.ГГ *** на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГ дом признан аварийным и непригодным для проживания.
В соответствии с распоряжением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** семья Филиппенко И.И. в составе 7 человек включена в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N *** Филиппенко И.И. выдан государственный жилищный сертификат, исходя из размера общей площади жилого помещения - 126 кв.м. на семью из 7 человек, из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи.
Исследовав предоставленные сторонами доказательства в их совокупности, в том числе показания свидетелей ФИО5 ФИО6., предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые показали, что истцы являются членами двух разных семей, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N982, признал требования истцов законными и обоснованными, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, приведены в решении, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561).
Из буквального толкования указанной нормы Постановления Правительства Российской Федерации следует, что порядок выдачи государственных жилищных сертификатов прямо предусматривает их выдачу на семью, с учетом имеющихся родственных отношений, а не на утраченное домовладение по количеству проживающих в нем лиц.
Во исполнение приведенной нормы и в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок).
Так, в силу пункта 6 Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Утвержденная Форма списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственных жилищных сертификатов, в числе прочих содержит обязательную графу "родственные отношения", на основании которой определяются члены одной семьи.
Поскольку в утраченном в результате чрезвычайной ситуации доме, состоящем из двух изолированных частей, проживали на законном основании две семьи, родственных отношений между которыми не установлено, постольку суд первой инстанции верно сделал вывод о праве каждой семьи на получение отдельного жилого помещения путем выдачи двух государственных жилищных сертификатов. Признание недействительным ранее выданного сертификата тем более оправданно, так как Филиппенко И.И. никогда не имел семью в составе 7 человек.
Ссылка в жалобе на абзац 5 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561 (в редакции Постановления от 12 марта 2015 года N213) не является состоятельной, поскольку ограничивает право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, по указанному основанию.
Не соглашается судебная коллегия с доводом жалобы о злоупотреблении истцами правом тем, что в результате предоставления двух государственных жилищных сертификатов семьи, проживавшие в двух изолированных частях дома, неправомерно улучшают жилищные условия. Выдача государственных жилищных сертификатов имеет своей целью компенсировать гражданам утраченное единственное жилое помещение. Предоставление истцам двух государственных жилищных сертификатов соответствует указанной цели, поскольку семья, проживавшая в изолированном жилом помещении, становится обладателем отдельного жилого помещения. Отсутствие юридически оформленного раздела в натуре жилого дома, принадлежащего двум семьям на праве общей долевой собственности, не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, и не препятствует удовлетворению исковых требований.
Довод о том, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
В силу пункта 1 Постановления администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года N158 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству определено уполномоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
С учетом Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N55 (в редакции от 02 сентября 2014 года) "О создании Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края" в настоящее время таким органом является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Принимая во внимание, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, являясь уполномоченным органом, необоснованно включило истцов в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в качестве членов одной семьи, то на нем лежит обязанность внести в утвержденный список изменения на основании пунктов 6, 7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
При этом само по себе указание в Порядке выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов на запрет внесения изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей (абзац 2 пункта 7 введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N213), не может служить основанием для отказа в защите прав граждан, которые в результате незаконных решений уполномоченных органов не были включены в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.