Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Секериной О.И.
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе материального истца Чернова М.С.
на решение Ключевского районного суда Алтайского края от 20 июля 2015 года по иску прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах Чернова М.С. к администрации Ключевского района о признании незаконным отказа и о восстановлении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Чернова М.С., указав, что Чернов М.С., являющийся инвалидом *** группы, незаконно снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в то время как граждане, принятые на такой учет до 01. 03. 2005 года, могут быть сняты только по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Просил признать незаконным постановление администрации Ключевского района от ДД.ММ.ГГ *** о снятии Чернова М.С. и обязать восстановить Чернова М.С. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании пом. прокурора Ключевского района Тюменцев Д.А., представитель истца адвокат Кукуречко В.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - администрации Ключевского района Алтайского края Говорун Е.А. заявила о своем несогласии с иском, пояснив, что ответчик подлежал снятию с учета в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГ года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Так, в настоящее время Чернов М.С. проживает в квартире, где ему принадлежит на праве собственности 16,9 кв. метров, из них жилой площади 9,47 кв. метров, в то время как согласно закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" на учет для улучшения жилищных условий принимались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее.
Решением Ключевского районного суда Алтайского края от 20 июля 2015 года требования прокурора, заявленные в интересах Чернова М.С., оставлены без удовлетворения.
С данным решением не согласился истец Чернов М.С., в апелляционной жалобе просит об отмене решения и вынесении нового об удовлетворении требований в полном объеме. В качестве доводов указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку на основании норм, регулирующих спорные правоотношения (ст. ст. 5,6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", п.2 ч.1 ст. 56, п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ) истец имел право состоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом неправильно установлена учетная норма, необходимая для постановки на очередь нуждающихся, которая составляла на 2011 год - 12 метров жилой площади на человека.
В возражениях, представитель ответчика с доводами жалобы не соглашается.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились при их надлежащем извещении, с учетом положений п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор, суд установил, что с ДД.ММ.ГГ Чернов М.С. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Чернов М.С. является инвалидом детства *** группы, при этом заболевание истца ( "данные изъяты") не позволяло ему претендовать на льготные условия как при постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при его предоставлении. Кроме того, при постановке истца на очередь, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющаяся у него инвалидность не учитывалась.
Чернов М.С. поставлен на очередь с учетом семьи, состоящей из 5человек: Чернова Л.А. - мать, Чернов С.Ф. - отец, Чернов А.С. - брат, Скрипникова М.Н. - бабушка. При этом, как указано в акте, общая площадь помещения по "адрес" составила 62, 8 кв. м., жилая 41 кв. м.
На момент ежегодной перерегистрации в 2014 году установлено, что указанное жилое помещение общей площадью 67, 6 кв. м., жилой площадью 46 кв. м. принадлежит по ? доле в праве собственности Черновой Л.А., Чернову С.Ф., Чернову А.С. и Чернову М.С. Помимо указанных лиц в квартире зарегистрирована супруга Чернова А.С. - Чернова О. Н. и его сын Чернов В.А. При этом семья Чернова А.С. в квартире не проживает, имеют в собственности жилое помещение по "адрес" общей площадью 68, 8 кв. м.
Основанием для снятия Чернова М.С. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий послужила утрата оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд при разрешении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил закон и пришел к обоснованному выводу о том, что указанные истцом требования не имеют правового основания, в связи с чем не могут быть удовлетворены.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания Чернова М.С. нуждающимся в получении жилья в 2004 году.
Истец был поставлен на учет нуждающихся, как лицо имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее (п. 12 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденных постановлением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 28.12.1989г. N447, введенных в действие с 01.01.1990).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения статьи 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истца на учет в 2004 году.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Пунктом 20 постановления Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Пунктом 42 Примерных правил предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
В соответствии с п. 55 Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденных постановлением крайисполкома и президиума крайсовпрофа от 28.12.1989г. N447, действовавших до 08.07.2013, норма предоставления жилья составляла 9 кв. м.
В соответствии со ст. 26 закона Алтайского края от 10 апреля 1999 года N 16-ЗС "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае", действовавшего на момент постановки истца на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, находиться в черте данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть размером не менее девяти квадратных метров жилой площади на человека.
Решением Ключевского сельского собрания депутатов N 186 от 28.01.2014, норма предоставления Совета депутатов Алтайского края от 23/27 ноября 2006 года N 441 установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12, 1 кв.м.
На момент ежегодной перерегистрации лиц, состоящих на учете, Чернов М.С. был обеспечен жилым помещением в расчете на одного члена семьи в размере 19, 6 кв.м. общей площади (общая площадь помещения 67, 6 кв.м.: 4), и 11, 5 кв. м. жилой площади (46 кв. м. : 4), что больше минимального размера площади предоставляемого жилого помещения как на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и на момент снятия с такового.
При наличии таких обстоятельств, ответчик правомерно снял истца с учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судебная коллегия полагает, что доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ключевского районного суда Алтайского края от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу материального истца Чернова М.С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.