Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего: Кулеш О.А.
Судей: Ковалюк Л.Ю., Зацепина Е.М.
при секретаре Ахроменко А.Н.
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя С.И.П. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 4 сентября 2015 года
Дело по заявлению С.И.П. об оспаривании действий муниципальной избирательной комиссии г.Славгорода в части регистрации кандидата в депутаты муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному округу N20 заинтересованного лица Д.В.Д..
Заслушав доклад судьи Кулеш О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.И.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) муниципальной избирательной комиссии г.Славгорода в части регистрации кандидата в депутаты муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному округу *** Д.В.Д.
В обоснование заявленных требований указала, что решением городского Собрания депутатов г.Славгорода Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в связи с проведением выборов депутатов Славгородского городского собрания депутатов ДД.ММ.ГГ, полномочия окружной избирательной комиссии возложены на муниципальную избирательную комиссию, полномочия которой осуществляет Славгородская городская территориальная избирательная комиссия.
Д.В.Д. является кандидатом в депутаты муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному округу *** на основании решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования г.Славгород Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***
Заявитель считает, что Д.В.Д. допустил превышение расходования средств избирательного фонда после его регистрации муниципальной избирательной комиссией муниципального образования г.Славгород Алтайского края в качестве кандидата в депутаты муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному округу N ***.
Предельный размер избирательного фонда кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по округу *** в соответствии с действующим законодательством установлен в размере 9.055 руб. 20 коп.
Исходя из данных агитационного материала, зарегистрированного Д.В.Д. в муниципальной избирательной комиссии г.Славгорода Алтайского края, изготовление материала произвела фирма г.Барнаула ООО " К." в количестве 500 штук - односторонние листовки форматом А3 на мелованной бумаге и в количестве 1.000 штук - двусторонние листовки форматом А3 также на мелованной бумаге, календари на мелованной бумаге в количестве 200 штук.
На основании прайс-листа ООО " К.", опубликованного в газете "Аргументы и Факты" от ДД.ММ.ГГ, размер оплаты листа формата А3 без стоимости бумаги составляет: 1) одностороння печать - 30 рублей, двустороння печать - 60 рублей. Следовательно, расходы на изготовление агитационных материалов К.О.В. составили 75.000 руб., в том числе 1) односторонняя печать 500 штук Х 30 руб. = 15.000 руб.; 2) двустороння печать 1.000 руб. Х 60 руб. = 60 руб.
Превышение предельного размера избирательного фонда на сумму 65.944 руб. 80 коп. Д.В.Д. допустил в целях достижения определенного результата на выборах в представительный орган власти муниципального образования г.Славгород Алтайского края. Данные действия кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по округу *** при полном бездействии муниципальной избирательной комиссии ставят его и других лиц в неравные условия при проведении предвыборной агитации, что противоречит действующему законодательству.
Заявитель считает, что в нарушение п.9 ст.24 Кодекса Алтайского края "О выборах, референдуме, отзыве депутатов" муниципальной избирательной комиссией муниципального образования г.Славгород не принято решение об отмене регистрации кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по округу *** Д.В.Д. по двум основаниям выборного законодательства: 1) использование кандидатом при финансировании своей избирательной комиссии помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленной на территории г.Славгорода предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, направленных на: приобретение мелованной бумаги форматом А3, на расходы для изготовления агитационного материала ООО "Корвус", 2) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной компании более чем на 5% установленной Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда.
С учетом уточнения требований С.И.П. просила отменить регистрацию кандидата в депутаты городского Собрания депутатов муниципального образования г.Славгород по одномандатному избирательному округу *** Д.В.Д. и исключить его из избирательного бюллетеня.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГзаявление С.И.П. об отмене регистрации кандидата в депутаты городского Собрания депутатов муниципального образования г.Славгород по одномандатному избирательному округу *** Д.В.Д. и исключении его из избирательного бюллетеня оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.И.П. просит решение отменить, поскольку судом необоснованно к материалам дела приобщено пояснение ООО " К." по вопросу изготовления агитационных материалов, данный документ является сфальсифицированным, на что указывают следующие обстоятельства: он представлен в виде копии, полученной на цветном ксероксе, не известно, каким способом данное пояснение доставлено в г. Славгород из г. Барнаула, в нем нет номера и даты регистрации предприятием ООО " К.", в нем приведена оценка расчетов заявителя, однако общество не было привлечено к участию в деле, и суд данные пояснения у общества не запрашивал. Объявления об изготовлении ООО " К." агитационного материала в печатной продукции газеты АиФ не имело место, в электронном объявлении с электронной страницы АиФ от ДД.ММ.ГГ не указано на предоставление скидки при осуществлении консолидированной заявки. Муниципальная комиссия не провела проверку занижения (завышения) цен ООО " К.", не представила соответствующий акт ревизионной комиссии, чем нарушила принцип равенства кандидатов в данном вопросе. Судом не истребованы по ходатайству заявителя счета-фактуры и накладные на отгруженную продукцию, приходные (платежные) поручения и расходные документы, проведенные по специальному счету Д.В.Д. Судом не проведен анализ стоимости агитационного материала по предоставленным заявителем доказательствам.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, территориальная избирательная комиссия, заинтересованное лицо Д.В.Д. просят решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя заинтересованного лица Д.В.Д. - П.О.Г., возражавшую против отмену судебного решения, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с подп. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Согласно ч.ч. 1, 12 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Избирательной комиссией Алтайского края 18 июня 2015 года принято решение N 100/1054-6 "О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Алтайском крае".
В силу ч. 4 ст. 163 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не может превышать величины, равной пяти рублям, умноженным на число избирателей (в многомандатном округе - умноженным на число избирателей и поделенное на число мандатов, подлежащих замещению в соответствующем округе), зарегистрированных на территории избирательного округа.
Судом установлено, что на основании решения Славгородского городского Собрания депутатов от 16 июня 2015 года N 23 "О назначении выборов депутатов Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва" назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва на 13 сентября 2015 года, данное решение опубликовано в газете "Славгородские вести" 18 июня 2015 года.
Славгородское местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" выдвинула список кандидатов в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам NN 1-21.
Д.В.Д. выдвинут по одномандатному избирательному округу N 20. Решением ТИК от ДД.ММ.ГГ *** Д.В.Д. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов Алтайского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу N ***.
ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст.ст. 80, 163 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, территориальная избирательная комиссия выдала разрешение Д.В.Д. на открытие специального избирательного счета для финансирования своей избирательной кампании. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата Д.В.Д. составил 9 055 рублей 20 копеек
Согласно данным о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет фонда кандидата Д.В.Д. на его специальный счет в Сбербанке России ДД.ММ.ГГ зачислены денежные средства в сумме 4 327 рублей 60 копеек, вид поступления - средства политической партии, выдвинувшей кандидата, выделенные кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением, а ДД.ММ.ГГ зачислены денежные средства
в сумме 2900 рублей, вид поступления - собственные средства.
Судом установлено, что, действительно, кандидатом в депутаты Д.В.Д. в августе 2015 года в г. Славгороде осуществлено распространение агитационных материалов, а именно: буклетов форматом А4 на мелованной бумаге, плакатов формата А3 на мелованной бумаге и календарей на мелованной бумаге.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ между ООО " К." (исполнитель) и кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу *** муниципального образования г. Славгород Алтайского края Д.В.Д. (заказчик) заключен договор *** на изготовление полиграфической агитационной продукции (буклет - 1000 шт., плакат - 500 шт., календарь карманный - 200 шт.), за выполнение заказа в безналичной форме Д.В.Д. из средств избирательного фонда оплачено 4800 рублей (в том числе 4300 - по банковскому ордеру *** от ДД.ММ.ГГ и 500 рублей по банковскому ордеру *** от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается платежными документами и банковской выпиской по счету кандидата Д.В.Д.
Таким образом, доводы заявителя об использовании кандидатом Д.В.Д. в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда, а также превышения использования денежных средств предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов, при изготовлении агитационных материалов не нашли своего подтверждения.
Кроме того, судом обоснованно обращено внимание на отсутствие доказательств того, что кандидатом Д.В.Д. при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда использованы иные денежные средства, составляющие более 5 процентов от установленной на территории г. Славгорода предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, направленных на приобретение мелованной бумаги на расходы для изготовления агитационного материала ООО " К." (включая стоимость электронного макета для изготовления агитационного материала, в т.ч. изготовление календарей в количестве 200 штук); на доставку агитационных материалов из г. Барнаула ООО " К."; на распространение агитационного материала нанятыми агитаторами.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для оставления заявлений без удовлетворения.
Ссылки в жалобе на то, что письменные пояснения ООО " К.", представленные суду, являются поддельными и сведения, изложенные в них, о предоставлении скидок кандидатам в связи с консолидированной заявкой политической партии " Е." на изготовление агитационных материалов не соответствуют действительности, не опровергают установленных выше обстоятельств и не подтверждают использование кандидатом Д.В.Д. в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда, а также превышение использования денежных средств предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов, при изготовлении агитационных материалов.
Доводы жалобы о том, что ООО " К." при предоставлении услуг кандидату Д.В.Д ... были необоснованно занижены расценки на изготовление агитационного материала, бесплатно оказаны услуги по биговке и фальцовке, в связи с чем нарушено равенство кандидатов при проведении предвыборной агитации, не могут повлечь отмену решения суда в связи со следующим.
Согласно п. 1.1 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Однако нарушение приведенной нормы организацией, выполняющей работы или оказывающей услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, даже в случае если оно действительно имело место, не является в силу п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.
В связи с этим ссылка в жалобе на то, что избирательной комиссией не проведена проверка занижения (завышения) цен ООО " К." при выполнении работ или оказании услуги по изготовлению печатных агитационных материалов кандидату Д.В.Д., а судом не проведен анализ стоимости изготовления агитационного материала по представленным заявителями объявлениям в газете "Славгородские вести" также не свидетельствуют о наличии оснований для отмены регистрации кандидатов.
Доводы жалобы о том, что доставка агитационных материалов осуществлена за счет неустановленных лиц не нашли своего подтверждения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Доводы жалобы о том, что политическая партия " Е." не вправе была участвовать в формировании избирательного фонда кандидата Д.В.Д., противоречат ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающей, что избирательные фонды кандидатов могут создаваться, в том числе, за счет средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением.
Судом правильно применен закон и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам заявителей дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, а направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, в связи с чем во внимание не принимаются.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу С.И.П. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 04 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.