Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Мокрушиной В.П., Бакланова Е.А.,
при секретаре Усачевой К.Н.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Ч.Е.В. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 07 сентября 2015 года по делу по заявлению
кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу *** Ч.Е.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты городского собрания депутатов муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** Л.Н.Б., исключении кандидата в депутаты Л.Н.Б. из избирательного бюллетеня для голосования.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
кандидат в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу *** Ч.Е.В. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, в котором просила отменить регистрацию кандидата в депутаты городского собрания депутатов муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** Л.Н.Б. и исключить кандидата в депутаты Л.Н.Б. из избирательного бюллетеня для голосования. В обоснование заявленных требований указано, что Л.Н.Б. является кандидатом в депутаты городского Собрания депутатов г. Славгорода Алтайского края по округу *** на основании решения муниципальной избирательной комиссии муниципального образования г. Славгород Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***. При этом кандидатом в депутаты Л.Н.Б. допущено превышение расходования средств избирательного фонда после ее регистрации муниципальной избирательной комиссией муниципального образования г.Славгород Алтайского края в качестве кандидата в депутаты городского Собрания депутатов г. Славгорода Алтайского края по одномандатному избирательному округу N ***. Предельный размер средств избирательного фонда кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по округу N *** установлен в соответствии с действующим законодательством в размере 9034 рублей 08 копеек. Исходя из данных агитационного материала, зарегистрированного Л.Н.Б. в муниципальной избирательной комиссии г.Славгорода Алтайского края, изготовление материала произвела фирма г.Барнаула ООО " К." в количестве 500 штук - односторонние листовки форматом АЗ на мелованной бумаге и в количестве 1000 штук - двусторонние листовки форматом А 3, также на мелованной бумаге, календари на мелованной бумаге в количестве 200 штук. На основании прайс - листа ООО " К.", опубликованного в газете "Аргументы и Факты" от ДД.ММ.ГГ, размер оплаты листа формата АЗ без стоимости бумаги составляет: односторонняя печать - 30 рублей, двусторонняя печать - 60 рублей. Следовательно расходы на изготовление агитационных материалов Л.Н.Б. составили 75000 рублей, без стоимости бумаги и календарей. Превышение предельного размера средств избирательного фонда на сумму 65965 рублей 92 копейки Л.Н.Б. допустила в целях достижения определенного результата на выборах в представительный орган власти муниципального образования г.Славгорода Алтайского края. Данные действия кандидата в депутаты по округу *** Л.Н.Б., при полном бездействии муниципальной избирательной комиссии ставят их в неравные условия при проведении предвыборной агитации, что противоречит действующему законодательству. В нарушение п.9 ст. 24 Кодекса Алтайского края "О выборах, референдуме, отзыве депутатов", муниципальной избирательной комиссией муниципального образования г. Славгород Алтайского края не принято решение об отмене регистрации кандидата в депутаты городского Собрания депутатов г.Славгорода Алтайского края по округу *** Л.Н.Б., по двум финансовым основаниям выборного законодательства: использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной на территории г. Славгорода предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, направленных на приобретение мелованной бумаги форматом А3, на расходы для изготовления агитационного материала ООО " К." (включая стоимость электронного макета для изготовления агитационного материала, в т. ч. изготовление календарей в количестве 200 шт), на доставку агитационных материалов из г. Барнаула ООО " К.", на распространение агитационного материала нанятыми им агитаторами; а также превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленной Положением предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда. Размер использованных кандидатом в депутаты городского собрания депутатов по округу *** Л.Н.Б. денежных средств, в целях достижения определенного результата на выборах, помимо средств собственного избирательного фонда превысил 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, Л.Н.Б. были оказаны следующие услуги: биговка и фальцовка. Таким образом ООО " К." необоснованно занизил цену на изготовление печатного агитационного материала кандидату в депутаты Л.Н.Б., что является формой оказания финансовой поддержки помимо средств избирательного фонда.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 07 сентября 2015 года заявление кандидата в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу *** Ч.Е.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ч.Е.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отмене регистрации кандидата в депутаты городского собрания депутатов муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** Л.Н.Б. и исключении кандидата в депутаты Л.Н.Б. из избирательного бюллетеня для голосования. В обоснование требований указано, что судом проигнорированы доказательства о заниженной стоимости изготовления агитационных материалов кандидата в депутаты Л.Н.Б., не истребованы и не приобщены к делу консолидированный договор или заявка, на основании которых ООО " К." существенно занизил расценки на изготовление агитационного материала. Суд не выяснил вопрос о затратах Л.Н.Б. на дополнительные услуги по биговке и фальцовке, а также на доставку агитационного материала в г.Славгород.
В возражениях относительно апелляционной жалобы председатель Территориальной избирательной комиссии г.Славгорода С.Н.В., старший помощник Славгородского межрайонного прокурора Л.Р.А. и представители заинтересованного лица Л.Н.Б. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица К.О.Л. против удовлетворения жалобы возражала, прокурор М.Е.Ю. полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным; иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегии на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя заинтересованного лица и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с подп. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Согласно ч.ч. 1, 12 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
18 июня 2015 года Избирательной комиссией Алтайского края принято решение N 100/1054-6 "О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Алтайском крае".
В силу ч. 4 ст. 163 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не может превышать величины, равной пяти рублям, умноженным на число избирателей (в многомандатном округе - умноженным на число избирателей и поделенное на число мандатов, подлежащих замещению в соответствующем округе), зарегистрированных на территории избирательного округа.
Из материалов следует, что на основании решения Славгородского городского Собрания депутатов от 16 июня 2015 года N 23 "О назначении выборов депутатов Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва" назначены выборы депутатов Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва на 13 сентября 2015 года.
18 июня 2015 года данное решение опубликовано в газете "Славгородские вести".
Славгородское местное отделение Всероссийской политической партии " Е." выдвинула список кандидатов в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам NN 1-21. При этом, Л.Н.Б. выдвинута по одномандатному избирательному округу N ***.
Решением ТИК от ДД.ММ.ГГ *** Л.Н.Б. зарегистрирована кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу N7.
ДД.ММ.ГГ на основании ст.ст. 80, 163 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, ТИК г.Славгорода выдала разрешение Л.Н.Б. на открытие специального избирательного счета для финансирования своей избирательной кампании. Предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата Л.Н.Б. составил 9034 рубля 08 копеек (количество избирателей на округе 1711 умножено на 5 рублей 28 копеек).
Исходя из сведений о поступлении денежных средств на специальный избирательный счет фонда кандидата Л.Н.Б., ДД.ММ.ГГ на ее специальный счет в Сбербанке России зачислены денежные средства в размере 4317 рублей 04 копейки в качестве средств политической партии, выдвинувшей кандидата, выделенные кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; и 2900 рублей в качестве собственных средств кандидата.
Судом установлено, что кандидатом в депутаты Л.Н.Б. в августе 2015 года в г.Славгороде осуществлено распространение агитационных материалов: буклетов, плакатов и календарей на мелованной бумаге.
Как следует из материалов дела, уведомлением от ДД.ММ.ГГ *** в Славгородскую городскую территориальную избирательную комиссии ООО " К." сообщило о готовности выполнять работы/оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах ДД.ММ.ГГ, сведения о размере и других условиях печатной площади опубликованы в электронном СМИ "Аргументы и факты".
ДД.ММ.ГГ между ООО " К." (исполнитель) и кандидатом в депутаты Славгородского городского Собрания депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу *** муниципального образования г. Славгород Алтайского края Л.Н.Б. (заказчик) заключен договор *** на изготовление полиграфической агитационной продукции, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство изготовить и передать заказчику полиграфическую продукцию согласно техническим заданиям - приложениям к названному договору (п.1.1).
Согласно приложениям NN 1, 2 к указанному договору исполнитель ООО " К." изготовил заказчику Л.Н.Б. н.Б. буклеты тиражом 1000 экземпляров на сумму 3300 рублей, плакаты тиражом 500 экземпляров на сумму 1000 рублей и календари тиражом 200 экземпляров на сумму 500 рублей, итого на общую сумму 4800 рублей.
В соответствии с чеками-ордерами от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ на сумму 4300 рублей и на сумму 500 рублей денежные средства перечислены ООО " К.", основание оплаты - счет-фактура *** от ДД.ММ.ГГ и счет на оплату *** от ДД.ММ.ГГ.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также выписками со специального избирательного счета кандидата Л.Н.Б.
Оценив, представленные сторонами доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии случаев использования кандидатом Л.Н.Б. в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств, помимо средств собственного избирательного фонда, а также превышения использования денежных средств предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
При этом судом обоснованно указано на то, что заявителем Ч.Е.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что кандидатом Л.Н.Б. допущено превышение расходования средств избирательного фонда, а также использование помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средства, составляющих более 5 процентов от установленной на территории г. Славгорода предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, направленных на приобретение мелованной бумаги на расходы для изготовления агитационного материала ООО " К." (включая стоимость электронного макета для изготовления агитационного материала, в том числе изготовление календарей в количестве 200 штук); на доставку агитационных материалов из г. Барнаула ООО " К."; на распространение агитационного материала нанятыми агитаторами.
Согласно п. 1.1 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Однако нарушение приведенной нормы организацией, выполняющей работы или оказывающей услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, даже в случае если оно действительно имело место, не является в силу п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.
Таким образом, доводы жалобы о том, что ООО " К." при предоставлении услуг кандидату Л.Н.Б. были необоснованно занижены расценки на изготовление агитационного материала, не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку оценка относимости, допустимости и достаточности доказательств является прерогативой суда, суждение Ч.Е.В. о том, что суд не истребовал необходимые, по ее мнению, документы и отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств на законность принятого судебного постановления не влияют.
С учетом изложенного суд первой инстанции, не установив поводов, влекущих отмену регистрации кандидата в депутаты городского собрания депутатов муниципального образования г.Славгород Алтайского края по одномандатному избирательному округу *** Л.Н.Б., пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Ч.Е.В.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Ч.Е.В. .
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу заявителя Ч.Е.В. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 07 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.