Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хакимова А.Р.
судей Латыповой З.Г.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Папикян Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан Шариповой Р.И. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
заявление Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Латыповой З.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального района Гафурийский район РБ обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что постановлением от 01.08.2013 года судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РБ с заявителя взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей в рамках исполнительного производства N2475/13/68/02.
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан с указанным постановлением не согласна, ссылается на то, что решением Гафурийского районного суда на Администрацию муниципального района Гафурийский район РБ возложена обязанность предоставить взыскателям жилые помещения по договору специализированного( социального) найма вне очереди за счет субвенций специального выделенных из бюджета Республики Башкортостан. Указанным решением определен порядок его исполнения. В рамках реализации переданных государственных полномочий с использованием средств субвенций Гафурийскому району согласно Соглашению от 14.04.2014 года N115 между Государственным екомитетом Ре5спублики Башкортостан по строительству и архитектуре и Администрацией муниципального района Гафурийский1 район РБ о предоставлении в 2014 году субвенции из бюджета Ре6спублики Башкортостан бюджету муниципального района Гафурийский район РБ на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, п.п.1.2: " ... Госстрой РБ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации направляет субвенции в размере 17 588 700 рублей, в т.ч. за счет федерального бюджета - 3622800 рублей, за счет средств бюджета Республики в размере 13 965 900 рублей, на приобретение жилых помещений для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в пределах доведенных Министерством финансов РБ объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Были заключены муниципальные контракты участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Администрацией муниципального района Гафурийский район РБ в адрес Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре были направлены сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии со вступившими в силу судебными решениями. Администрацией муниципального района Гафурийский район РБ принимаются все предусмотренные законодательством меры по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Гафурийского района, в том числе и по исполнению судебных решений относительно вышеуказанной категории лиц. Просит суд освободить заявителя от уплаты исполнительского сбора в размере 5000 рублей в рамках исполнительного производства.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, иск удовлетворить.
В апелляционную инстанцию стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 13 ГПК РФ).
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч. ч. 2 - 6 настоящей статьи (ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 данного Федерального закона (ч. ч. 1, 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Гафурийского районного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 года удовлетворен иск прокурора Гафурийского района РБ, выступающего в интересах Коровкиной А.А. к Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Во исполнение указанного решения судом выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем Гафурийского РОСП возбуждено в отношении должника Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан соответствующим постановлением от 11.03.2012 года исполнительное производство N3501/13/41/02.
Как следует из пункта 2 указанного постановления должнику в соответствие с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в указанный срок требований исполнительного документа в добровольном порядке Администрацией муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан не исполнены, в связи с чем, по отношении должника вынесено постановление от 31.07.2013 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей.
Администрация в обоснование иска ссылается на ряд непреодолимых обстоятельств, находящихся вне контроля Администрации, которые делают невозможным немедленное исполнение решение суда.
Между тем, обстоятельства, на которые указывает истец, не относятся к тем чрезвычайным, объективно непредвиденным, непредотвратимым, непреодолимым препятствиям к исполнению требований исполнительного документа, находящимся вне контроля должника, с которыми положения ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" связывают возможность освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении иска администрации об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района Гафурийский район РБ аналогичны доводам, изложенным в иске, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, а потому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких данных решение Гафурийского районного суда Республики Башкортостан об отказе в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гафурийского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: А.Р.Хакимов
Судьи: З.Г.Латыпова
Д.С.Хайрутдинов
Справка: федеральный судья Шамсетдинова А.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.