Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хакимова А.Р.
судей Латыповой З.Г.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Папикян Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Давлекановского района РБ Архаткина В.С. на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 02 июля 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан к отделу образования администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Ромашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 2 "Радуга" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 3 "Чебурашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 5 "Аленушка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 6 "Теремок" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 8 "Ладушки" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 9 "Малышка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 10 "Колокольчик" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 11 "Дюймовочка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Чебурашка" с.Дружба Давлекановского района РБ о признании незаконным бездействия, выразившегося в необорудовании зданий муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений системой видеонаблюдения, и обязании оборудовать здания муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений системой видеонаблюдения отказать.
Заслушав доклад судьи Латыповой З.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Давлекановского района РБ обратился в суд с иском к администрации муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждениям (далее - МБДОУ) детский сад N 1 "Ромашка", детский сад N 2 "Радуга", детский сад N 3 "Чебурашка", детский сад N 5 "Аленушка", детский сад N 6 "Теремок", детский сад N 8 "Ладушки", детский сад N 9 "Малышка", детский сад N 10 "Колокольчик", детский сад N 11 "Дюймовочка", детский сад "Чебурашка" с. Дружба муниципального района Давлекановский район РБ о признании незаконным бездействия, выразившегося в необорудовании зданий муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений системами видеонаблюдения и обязании оборудовать здания указанных МБДОУ системами видеонаблюдения.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Давлекановского района РБ на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения законодательства о профилактике терроризма в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях - детских садах, расположенных на территории Давлекановского района РБ. В соответствии с действующим законодательством образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с Уставами МБДОУ - детских садов, расположенных на территории Давлекановского района РБ, указанные учреждения является муниципальными, а учредителем является администрация MP Давлекановский район РБ. В ходе проведенной проверки было установлено, что руководством МБДОУ - детских садов, расположенных на территории Давлекановского района РБ, администрацией MP Давлекановский район РБ не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в МБДОУ - детских садах а именно: в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях - детских садах, расположенных на территории Давлекановского района РБ, отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Данное нарушение способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждениях, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения.
Прокурор просит признать бездействие администрации MP Давлекановский район РБ, муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений - детских садов N 1 "Ромашка", N 2 "Радуга", N 3 "Чебурашка", N 5 "Аленушка", N 6 "Теремок", N 8 "Ладушки", N 9 "Малышка", N 10 "Колокольчик", N 11 "Дюймовочка", "Чебурашка" с.Дружба MP Давлекановский район РБ, выразившееся в необорудовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений -детских садов муниципального района Давлекановский район РБ системами видеонаблюдения, незаконным и обязать оборудовать в зданиях указанных муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений -детских садах MP Давлекановский район РБ системы видеонаблюдения.
Определением Давлекановского районного суда РБ от 05 мая 2015 года указанные гражданские дела были соединены в одно производство, по делу в качестве соответчика привлечен отдел образования администрации муниципального района Давлекановский район РБ.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Давлекановского района Архаткин В.С. просит решение суда отменить, исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что принято судом решение вынесено с нарушением норма гражданско - процессуального законодательства, является необоснованным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям не отвечает по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 1.2 Приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 22 октября 2009 года N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму" в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что в период времени с 18.03.2015 по 20.03.2015 помощником прокурора Давлекановского района РБ Архаткиным B.C. с привлечением сотрудников ОВО по Давлекановскому району филиала ФГКУ УВО МВД по РБ проведена проверка исполнения законодательства о профилактике терроризма в дошкольных образовательных организациях Давлекановского района РБ. В ходе проверки было установлено, что в нарушение п.1 ч.13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, п.6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31.-06.2009" помещения муниципальных бюджетных образовательных учреждений - детских садов N 1 "Ромашка, N 2 "Радуга", N 3 "Чебурашка", N 5 "Аленушка", N 6 "Теремок", N 8 "Ладушки", N 9 "Малышка", N 10 "Колосок", N 11 "Дюймовочка", "Чебурашка" с. Дружбы Давлекановского района РБ не оборудованы системами видеонаблюдения.
Разрешая спор по существу, суд не нашел оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчиков оборудовать здания школ средствами видеонаблюдения указав, что администрацией муниципального района Давлекановский район РБ, отделом образования МР Давлекановский район, муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями принимаются меры по профилактике терроризма, в том числе по оборудованию муниципальных учреждений дошкольного образования системами видеонаблюдения. При этом суд сослался на договора, заключенные между детскими садами и ФГКУ "Управление вневедомственной охраны МВД по РБ", ООО ЧОО "Кобра", ОАО "Башкирское специализированное ремонтно - строительное управление противопожарных работ", а также на "План противодействия идеологии терроризма в Муниципальном каченном учреждении отдел образования МР Давлекановский район РБ на 2013-2018 годы", утвержденным 26 августа 2013 года начальником отдела образования муниципального района Давлекановский район РБ Кутлугаллямовым Г.Ш.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 года N 35-ФЗ названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 года N 384-ФЗ в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области (пункт 9 Концепции).
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения детские сады муниципального образования МР Давлекановский район являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
При таких обстоятельствах, отсутствие системы видеонаблюдения, системы сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел в дошкольных образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждениях, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных образовательных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
Осуществление деятельности детских учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Установка названных систем не связана с реконструкцией или капитальным ремонтом здания.
Несмотря на заключенные договора, ответчиком факт отсутствия в зданиях детских садов систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел не оспаривался.
Поскольку выполнение возложенной на ответчиков обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, обеспечение состояния защищенности зданий включено законом в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, следовательно, у суда отсутствовали правовые основания для освобождения ответчиков от обязанности исполнить требования закона по установке этих систем.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении требований прокурора об обязании ответчиков оборудовать здания детских садов средствами видеонаблюдения, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований прокурора об обязании ответчиков оборудовать здания детских садов средствами видеонаблюдения, учитывая приоритет обеспечения безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 02 июля 2015 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконными бездействия отдела образования администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N1 "Ромашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N2 "Радуга" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N3 "Чебурашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский1 сад N5 "Аленушка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N6 "Теремок" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N8 "Ладушки" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N10 "Колокольчик" муниципального района Давлекановский район РЬБ, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N11 "Дюймовочка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Чебурашка" с.Дружба Давлекановского района РБ, выразившиеся в не оборудовании зданий муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений системой видеонаблюдения.
Обязать администрацию муниципального района Давлекановский район и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N1 "Ромашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N2 "Радуга" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N3 "Чебурашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N5 "Аленушка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N6 "Теремок" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N8 "Ладушки" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N10 "Колокольчик" муниципального района Давлекановский район РЬБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N11 "Дюймовочка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Чебурашка" с. Дружба Давлекановского района Республики Башкортостан оборудовать в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N1 "Ромашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N2 "Радуга" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N3 "Чебурашка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N5 "Аленушка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N6 "Теремок" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N8 "Ладушки" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N10 "Колокольчик" муниципального района Давлекановский район РЬБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N11 "Дюймовочка" муниципального района Давлекановский район РБ, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Чебурашка" с. Дружба Давлекановского района Республики Башкортостан систему видеонаблюдения.
Председательствующий: А.Р.Хакимов
Судьи: З.Г. Латыпова
Д.С. Хайрутдинов
Справка: судья Конавченко А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.