Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Жерненко Е.В.
Хакимова А.Р.
при секретаре Аминеве И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан Рахматуллиной С.Т. на решение Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2015 года, которым постановлено:
обязать Администрацию муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан предоставить Гиззатуллину М.И. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гиззатуллин М.И. обратился в суд с иском (с учетом последующего уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) о признании права на предоставление вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже социальных норм. Требования мотивированы тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО решением ... районного суда Республики Башкортостан от дата лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Истец проживал у своей бабушки ФИО1, которая дата была назначена его опекуном до дата года. Постановлением главы Администрации от дата N ... истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии со списком очередников, истец должен был быть обеспечен жилым помещением в дата году. Однако, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, какого-либо жилья у него не имеется.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Рахматуллиной С.Т. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом нарушены нормы процессуального законодательства, поскольку протокол подготовки судебного заседания от 27.04.2015г. не подписан судьей в нарушение ч. 3 и ч. 4 ст. 230 ГПК РФ; определение суда о назначении от 27.04.2015г. также не подписано судьей; в протоколах судебных заседаний от 25.05.2015г. и 08.06.2015г. при установлении личности представителя, судом неправильно указаны ее данные. Судом неверно указаны обстоятельства дела в протоколе судебного заседания от 25.05.2015г. Копия акта проверки жилищно-бытовых условий от дата. заверены ненадлежащим образом. Судом получены доказательства с нарушением закона, поскольку возникновение некоторых документов в материалах дела неизвестно. Решение получено в срок с нарушением ГПК РФ. У Гиззатуллина М.И. на момент окончания общеобразовательной школы в дата году, права на получение жилья не возникло, поскольку на тот момент на учете в качестве нуждающегося не состоял. Гиззатуллин М.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан дата., в настоящее время обучается по очной форме в университете, в связи с чем права на жилище Гиззатуллина администрацией не нарушены.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения. Судебная коллегия в силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ в отсутствии доказательств уважительности неявки, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым оставить решение без изменения, по следующим основаниям.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
Как указано в п. 9 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012г. N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в ред. Закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным выше лицам, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Республикой Башкортостан принят Закон N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 27.10.1998 г., которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч.4 статьи 8).
В соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 г. N 188-3 дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В силу п.п.6 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в т.ч. относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и может быть возложена ими на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ следует, что определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 и.п.5 ст. 19 Федеральном законом от 06.10.2003
N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Как правильно указал суд, применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральном законом N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, само по себе нормативное положение, закрепленное в абзаце втором пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласуется с положениями Конституции Российской Федерации, ее статей 7, 10, 12, 72 и 1.33, и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, так как возлагает обязанности по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
Решения Совета муниципального района адрес РБ N ... от дата "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального района адрес РБ" установлено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма составляет не менее 14 кв.м. на одного человека.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно применяя нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что Гиззатуллин М.И. относятся к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями, обязанность обеспечения Гиззатуллина М.И. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района адрес РБ.
Вывод суда является правильным и подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Гиззатуллин М.И., дата года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необеспеченных в соответствии с законодательством жилым помещением.
Постановлением главы Администрации N ... от дата опекуном Гиззатуллина М.И. назначена ФИО1 (л.д.31).
Мать Гиззатуллина М.И. - ФИО лишена родительских прав на основании решения ... районного суда Республики Башкортостан от дата (л.д.32).
Как следует из справки о рождении N ... от дата г., сведения об отце Гиззатуллина М.И. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.30).
Постановлением Администрации от дата ранее вынесенное постановление Администрации от дата N ... о закреплении жилья находящегося по адресу РБ адрес за несовершеннолетним Гиззатуллиным М.И. признано недействительным и истец поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.26, 27).
В настоящее время Гиззатуллин М.И. своего жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республики Башкортостан от дата и представленной справкой БТИ Республики Башкортостан N ... от дата (л.д.34, 35).
Согласно справке N ... от дата. выданной органом опеки и попечительства Управления образования муниципального района адрес Республики Башкортостан, за Гиззатуллиным М.И., дата года рождения с дата по дата была закреплена жилая площадь по адресу РБ адрес. Иное жилье за несовершеннолетним не закреплялось (л.д.33).
Судом установлено, что в настоящее время жилое помещение Гиззатуллину М.И. не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд, учитывая, что Гиззатуллин М.И. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие за ним закрепленного жилого помещения при условии нуждаемости в жилом помещении, правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о предоставлении Гиззатуллину М.И. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории адрес Республики Башкортостан.
При этом, возлагая обязанность по предоставлению Гиззатуллину М.И. жилого помещения по договору найма специализированного помещения на территории адрес Республики Башкортостан на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан, суд правильно указал, что полномочие по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесенное к компетенции исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, передано Законом Республики Башкортостан N ... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органам местного самоуправления.
Также суд, руководствуясь ст.5, ст.8 Федерального закона "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", ст. 86 Бюджетного кодекса РФ правомерно указал в решении на источник исполнения данного государственного полномочия ответчиком, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Решениям Совета муниципального района адрес РБ N ... от дата "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального района адрес РБ" установлено, что размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма составляет не менее 14 кв.м. на одного человека, суд правомерно пришел к выводу о предоставлении истцу жилого помещения не менее установленной площади.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом суда о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального законодательства не могут повлечь отмену решения суда, поскольку отсутствие подписи в протоколе о подготовке дела к судебному разбирательству и определении о назначении дела, не является основанием полагать, что подготовка судом не проводилась.
Ссылка на то, что в протоколах судебных заседаний от 25.05.2015г. и 08.06.2015г. при установлении личности представителя, судом неправильно указаны ее данные; судом неверно указаны обстоятельства дела в протоколе судебного заседания от 25.05.2015г., копия акта проверки жилищно-бытовых условий от 31.10.2013г. заверена ненадлежащим образом, получение судом доказательств с нарушением закона является несостоятельной, поскольку указанные замечания на протокол судебного заседания от 25.05.2015г. и 08.06.2015г. судом удостоверены.
Довод о том, что у Гиззатуллина М.И. на момент окончания общеобразовательной школы в дата году, права на получение жилья не возникло, поскольку на тот момент на учете в качестве нуждающегося не состоял; Гиззатуллин М.И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан дата., в настоящее время обучается по очной форме в университете, в связи с чем права на жилище Гиззатуллина администрацией не нарушены судебная коллегия также находит несостоятельными. Гиззатуллин М.И. нуждается в жилом помещении после прекращения над ним попечительства в дата г. Истец закончил пребывание в образовательном учреждении. Обучение в высшем учебном заведение само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Гиззатуллину М.И., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены судебного решения не содержат.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ермекеевского районного суда Республики Башкортостан от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан Рахматуллиной С.Т. без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Е.В. Жерненко
А.Р. Хакимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.