Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Ткачевой А.А.
Фахретдиновой Р.Ф.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Хусаиновой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации ... на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 01 июля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора ... в интересах И.В.А. к Администрации ... , об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет удовлетворить.
Обязать Администрацию И.В.А., дата года рождения, жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на 5 лет на территории ... , отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... в интересах И.В.А. обратился в суд с иском к Администрации ... об обязании предоставить И.В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет на территории ... , отвечающее установленным стандартам и техническим требовании в пределах соцаильной нормы предоставления жилья.
В обоснование иска указал, что решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 11 июня 2014 года на Администрацию ... возложена обязанность поставить И.В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с постановлением главы администрации ... от дата N ... И.В.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в настоящее время жилого помещения не имеет, до настоящего времени ответчиком жилым помещением не обеспечен.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация ... просит решение суда отменить, указывая, что Министерство образования ... является заинтересованным лицом по настоящему делу, однако судом постановлено решение без привлечения к участию такого лица.
Кроме того, в апелляционной жалобе содержится довод о том, что Администрация ... исполнены в полном объеме обязанности по постановке И.В.А. на учет, нарушений его прав и свобод не допущено, оснований для предоставления жилого помещения И.В.А. ранее других лиц из числа детей-сирот, не имеется.
Прокурор ... принес возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав представителя Администрации ... и МБУ " ... ", поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, И.В.А. дата г.р., воспитывался с дата по дата в Благовещенском детском доме и находился на полном государственном обеспечении в связи с тем, что мать И.А.И. умерла, а отец Х.А.А., осужден за убийство супруги И.А.И.
И.В.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец И.В.А. не был лишен родительских прав.
Указанные обстоятельства были установлены выступившим в законную силу решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата, и в силу ст. 64 КАС Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от дата отказ администрации ... в постановке И.В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан незаконным, на администрацию возложена обязанность поставить И.В.А. на учет в качестве нуждающегося как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Постановлением администрации ... от дата N ... на основании протокола заседания жилищной комиссии от дата И.В.А. поставлен на учет с даты обращения дата.
Постановлением администрации ... от дата N ... список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, изложен в новой редакции согласно приложению, в которое И.В.А ... включен под порядковым номером 21.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона.
Сторонами по делу не опровергалось, что, несмотря на постановку И.В.А. на учет с даты обращения дата, его право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не реализовано.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора, пришел к обоснованному выводу о том, что И.В.А. имеет право на обеспечение специализированным жилым помещением органом местного самоуправления в лице Администрации ... в пределах нормы представления жилья непосредственно после возникновения такого права.
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исходя из требований его статьи 26.3, установлено, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, положениями названных нормативно-правовых актов подтверждается наличие полномочий, а также вытекающих из этих полномочий обязательств органов местного самоуправления по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении прав других детей-сирот, поставленных на учет ранее И.В.А., не являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при постановлении решения разрешен вопрос о правах и обязанностях Министерства образования Российской Федерации, не привлеченного к участию в деле, судебная коллегия полагает также необоснованными в силу следующего.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 20 мая 2013 года N 204 исполнителями Республиканской целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, органы местного программы самоуправления. При этом согласно разделу 7 названной программы Министерство образования Республики Башкортостан является единственным исполнителем программного мероприятия - учет детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, как ранее указывалось, вопрос о постановке И.В.А. на учет был разрешен в судебном порядке, предметом настоящего дела являлось последующее предоставление специализированного жилого помещения лицу, уже учтенному органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, оснований полагать о том, что судебным решением будут затронуты права и законные интересы Министерства образования ... у суда первой инстанции не имелось. Более того, о своем нарушенном праве Министерство образования ... не заявляло.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации ...
Руководствуясь ст.ст. 308-310 КАС Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 01 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ... - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Ткачева А.А.
Фахретдинова Р.Ф.
Справка: судья Митюгов В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.