ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
дело N 3-464/2015
16 сентября 2015 года г. Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Старичковой Е.А.,
при секретаре Муглиевой Р.Р.,
с участием представителя заявителя (административного истца) ООО "Прогресс+" - директора Зинина В.Н., представителя заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Багаутдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению (административному исковому заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Прогресс+" (далее ООО "Прогресс+") об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Прогресс+", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением (административным исковым заявлением) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость земельного участка в результате проведенной массовой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2012 года, в размере ... руб., не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете "Об определении рыночной стоимости земельного участка" N 14-142-Н от 15.01.15 г., выполненном оценщиком ООО " ... " и подтвержденным заключением эксперта общероссийской общественной организации " ... " N 132/2015 от 04.02.2015г. Рыночная стоимость земельного участка оценщиком определена в размере ... руб. Данное обстоятельство затрагивает право общества на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Заявитель (административный истец) просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2012 года согласно Отчету оценщика в размере ... руб.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле по заявленным административным истцом требованиям, признаны Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрация городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Администрация Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель заявителя (административного истца) ООО "Прогресс+" директор общества Зинин В.Н., действующий на основании решения общего собрания учредителей ООО "Прогресс+" от ... года., заявленные требования поддержал, указав, что с выводами эксперта, приведенными в заключении по результатам исследований в рамках назначенной судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, согласен, считает их достоверными.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Багаутдинова А.Р., действующая по доверенности от ... года, просила вынести решение в соответствии с законом, пояснив, что проведенная по делу судебная экспертиза не имеет недостатков, доказательств иной рыночной стоимости спорного земельного участка не имеет, оснований для назначения по делу повторной экспертизы не усматривает.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, не явились.
Глава Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, глава Администрации Муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан направили в суд заявления о рассмотрении дела в отсутствии представителей.
Руководствуясь 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, с заявлениями в суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки не обратились, суд не находит оснований для отложения судебного заседания.
Выслушав заявителя (административного истца), представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 5 статьи 1, части 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014г. N 171-ФЗ).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации также предусматривает, что в сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, положения вышеуказанных правовых норм допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об её утверждении.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Прогресс+" является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 июня 2006 года серии ... N ...
По кадастровому паспорту N 02/09/1-230831 от 24.03.2015 г. земельный участок с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенный по адресу: ... , относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания магазина, на кадастровый учет земельный участок поставлен 04.01.2005 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года N 497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан", опубликованным 12.02.2013 года в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", а также на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан 25.01.2013 г. http://www.npa.bashkortostan.ru.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по разрешенному виду использования вышеуказанного земельного участка 5 700,21 руб./кв.м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, составила ... руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, заявитель 13 мая 2015 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Башкортостан с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, предоставив отчет N 14-142-Н от 15.01.15 г., выполненный оценщиком ООО " ... " и подтвержденный заключением эксперта общероссийской общественной организации " ... " N 132/2015 от 04.02.2015г. Рыночная стоимость земельного участка оценщиком определена в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Решением комиссии от 03 июня 2015 года заявление ООО "Прогресс+" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено. При этом комиссия указала, что в нарушение требований ст.11 Федерального закона об оценке, пункта 22 Федерального стандарта оценки N1, пункта 11 Федерального стандарта оценки N7, пунктов 4, 10, 11, 14 Федерального стандарта оценки N3, в отчете отсутствует обоснование выбора метода оценки в рамках применения сравнительного подхода. Анализ рынка в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимый для определения итогового значения стоимости, территориально ограничен исследованием лишь рынка Республики Башкортостан и г. ... , оставив без рассмотрения ситуацию рынка в г. ... Отсутствует ссылка на источники информации. Не обоснован отказ от корректировки по виду права в отношении объекта-аналога N1. Отсутствуют прямые ссылки на место размещения объявлений объектов аналогов (характеристики объектов не сходны с оригиналами).
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судом по ходатайству заявителя (адмиистративного истца) назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО " ... " Г.А.М.
Согласно заключению эксперта ООО " ... " Г.А.М. от 04.09.2015 года N 41/15 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, определена в размере ... руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Суд при оценке заключения эксперта в порядке, предусмотренном ст.ст. 67, 86 ГПК РФ, в качестве одного из доказательств, не имеющего предопределяющего значения по настоящему делу, находит его достоверным и допустимым, учитывая, что в составе представленного экспертного заключения имеются сведения о квалификации эксперта, проводившего исследования.
Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ (в редакции от 25.11.2013г.) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, соблюдены. Эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение научно обосновано, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки, не имеет противоречий, выводы эксперта сделаны на основе сравнительного анализа, при котором экспертом использованы четыре аналога земельных участков по назначению - для коммерческой недвижимости торгово-офисного назначения, расположенных в городе ... Республики Башкортостан с применением корректировки по месту нахождения объектов-аналогов в размере (-80,19 %), а также корректировки в связи с удаленностью от центра, поскольку объект оценки расположен в спальном районе города, аналоги - в деловой части города с развитой инфраструктурой. Выбор объектов-аналогов, расположенных в ином населенном пункте Республики Башкортостан, обоснован экспертом отсутствием на актуальную дату оценки предложений о продаже земельных участков с аналогичным объекту сравнения видом разрешенного использования, расположенных в городе ... Республики Башкортостан. Корректировка по месту расположения применена поэтапно: вначале осуществлена корректировка до уровня районного центра с применением данных по арендной плате за земельные участки в границах поселений и городских округов Республики Башкортостан, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года (в редакции от 12.10.2010 года), в соответствии с которым средняя ставка арендной платы для г. ... составляет 31,8 руб./кв.м, для г. ... - 6,3 руб./кв.м. Аналогичные объекту оценки аналоги отобраны по данным аналитического агентства "Авеню" о предложениях по продаже земельных участков согласно имеющейся базе данных по виду разрешенного использования аналогично объекту оценки на актуальную дату оценки- конец 2011 года. В заключении произведены также корректировки по площади земельного участка, виду передаваемых прав, даты оферты с применением коэффициента скидки на торг.
Изучив заключение эксперта, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка установлена экспертным путем в ходе назначенной судом экспертизы, принимая во внимание, что доказательства недостоверности выводов эксперта сторонами по делу не представлены, административный истец и представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебном заседании согласились с выводами эксперта и признали экспертное заключение надлежащим и достоверным доказательством по делу, суд полагает, что заключение экспертизы может быть положено в основу вывода о рыночной стоимости спорного земельного участка в размере, установленном экспертом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке ст.24.18 ФЗ "Об оценочной деятельности", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких обстоятельствах, определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на вышеуказанную дату не влечет её изменения с указанной даты и применяется в соответствии с вышеприведенной ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление (административное исковое заявление) общества с ограниченной ответственностью "Прогресс+" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 26 июня 2015 года после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 13 мая 2015 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ... , общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... , разрешенное использование: для строительства и обслуживания магазина, в размере его рыночной стоимости ... руб. по состоянию на 01 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Е.А. Старичкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.