Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Рогачевой В.В., судей : Кабировой Е.В. и Осиповой Е.А.,
при секретаре: Фроловичевой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2015 года по гражданскому делу N по иску С. к Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет, обязании возобновить выплату пенсии и взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения истца С. и его представителя Г., поддержавших доводы жалобы, представителей ответчика Управления Федеральной службы безопасности России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области Р. и Щ., полагавших, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
С. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФСБ по СПб и ЛО) о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г., обязании возобновить выплату пенсии с 31.03.2011г. и взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств в размере ... руб.
В обоснование своих требований истец указал, что с 05.08.1984г. по 31.12.1998г. он проходил военную службу в Министерстве обороны РФ и Федеральной Пограничной службе РФ. 31 декабря 1998 года он был уволен с военной службы досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями. С 01.01.1999г. он являлся получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". 26 февраля 2008 года он заключил контракт с *** таможенным управлением о службе в таможенных органах, о чем 16.03.2008г. сообщил в Военный комиссариат Ленинградской области по г.Гатчина и Гатчинскому району. С 31.03.2011г. УФСБ по СПб и ЛО незаконно приостановило ему выплату пенсии за выслугу лет. Кроме того, с него была взыскана пенсия, полученная в период с 26.02.2008г. по 31.03.2011г. в размере ... руб. ... коп. На момент подачи настоящего иска им выплачено ... руб.
Вместе с тем, в силу п.1 ст.2 ФЗ от 27.05.2003г. N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", п.п.1 и 3 ст.2 и ст.3 ФЗ от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 18.03.2004г N6-П, выплата пенсии за выслугу лет подлежит приостановлению только в случае возвращения получателя пенсии на военную или правоохранительную службу, к которой служба в таможенных органах не относится.
15 января 2014 года он обратился в УФСБ по СПб и JIO с заявлением о возобновлении выплаты ему пенсии, однако получил отказ, в связи с чем был вынужден обратиться в суд с настоящим иском (л.д. N).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2015 года в удовлетворении иска С. отказано (л.д. N).
С. подал апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить в части отказа в удовлетворении его требований о признании незаконным решения о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г. и обязании возобновить выплату пенсии с 31.03.2011г. и принять в этой части новое решение. В обоснование своей жалобы истец повторяет доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что суд необоснованно применил к заявленным им требованиям трехлетний срок исковой давности, так как в суде первой инстанции ответчик не заявлял о пропуске данного срока. Поскольку правоотношения, связанные с получением пенсии, являются длящимися, к ним не может быть применен срок исковой давности. Судом неверно истолкован Закон РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и не принято во внимание, что служба в таможенных органах не приравнена к военной службе. Тем самым суд нарушил конституционный принцип равенства, поскольку для пенсионеров ФСБ России, поступивших на службу в таможенные органы, отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет (л.д. N).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
С. в период с 05.08.1984г. по 31.12.1998г. проходил военную службу в Министерстве обороны РФ и Федеральной пограничной службе РФ (л.д. N).
Приказом командира войсковой части N от 31.12.1998г. N С. исключен из списков личного состава части в связи с увольнением в запас. На момент увольнения истец имел календарную выслугу 14 лет 01 месяц 26 дней, льготную 08 лет 25 дней, а всего - 22 года 02 месяца 21 день (л.д. N).
С 01.01.1999г. УФСБ по СПб и ЛО назначило истцу пенсию за выслугу лет (л.д. N).
Приказом начальника Северо-Западного таможенного управления N от 26.02.2008г. С. принят на службу в таможенные органы РФ и назначен на должность ***, где работает по настоящее время.
С 31.03.2011г. выплата пенсии за выслугу лет С. приостановлена на основании ч.2 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) (л.д. N).
Вступившим в законную силу решением Гатчинского городского суда от 20.03.2012г. по гражданскому делу N с С. в пользу УФСБ по СПб и ЛО взыскана сумма излишне выплаченной пенсии за выслугу лет за период с 26.02.2008г. по 31.03.2011г. в размере ... руб. ... коп. (л.д. N). Данное решение истцом не обжаловалось. В судебном заседании 20.03.2012г. он иск признал, о чем у него отобрана подписка. Последствия признания иска С. были разъяснены и им понятны (гражданское дело N, л.д. N).
В соответствии с ч.2 ст.209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
При рассмотрении гражданского дела N установлено, что у истца отсутствовало право на получение пенсии за выслугу лет в период с 26.02.2008г. по 31.03.2011г., в связи с чем излишне выплаченная ему пенсия за указанный период была взыскана с него в пользу ответчика.
Обоснованно отмечая в обжалуемом решении то обстоятельство, что заявленные С. требования о взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств в размере ... руб. фактически направлены на пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления, суд первой инстанции, тем не менее, разрешил в данной части спор по существу.
В то же время, согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В силу п.2 ч.1 ст.134 ГПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, в принятии искового заявления также отказывается.
Предъявляя иск о взыскании с ответчика денежных средств, уплаченных ему на основании вступившего в законную силу решения суда, истец по сути просит осуществить поворот исполнения решения суда от 20.03.2012г. Однако в силу ст.443 ГПК РФ поворот исполнения решения суда производится только в случае отмены приведенного в исполнение решения суда, тогда как решение суда от 20.03.2012г. не отменено.
Таким образом, соответствующее требование истца может быть рассмотрено только в порядке ст.443 ГПК РФ после отмены решения суда от 20.03.2012г. Без соблюдения данного порядка исковое заявление С. в данной части направлено на повторное возбуждение спора, по которому уже вынесено и вступило в законную силу решение.
С учетом изложенного, обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении требований С. к УФСБ по СПб и ЛО о взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств в размере ... руб. подлежит отмене с вынесением определения о прекращении производства по делу в этой части на основании абзацев 2 и 3 ст.220 ГПК РФ.
В остальной части те же требования, которые были предметом рассмотрения суда в рамках гражданского дела N, истцом не заявлены, установленные судом при рассмотрении данного дела факты и правоотношения он не оспаривает, а потому суд первой инстанции правомерно рассмотрел остальные заявленные истцом в рамках настоящего дела требования (а именно: законность приостановления выплаты ему с 31.03.2011г. пенсии за выслугу лет и возможность возобновления выплаты ему данной пенсии) по существу.
Так, истец просит признать незаконным решение УФСБ по СПб и ЛО о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г.
Доводы истца в суде апелляционной инстанции о том, что у ответчика отсутствует решение о приостановлении выплаты ему пенсии, а потому такое приостановление в любом случае незаконно, так как произведено на основании устного распоряжение некоего должностного лица, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с п.66 Приказа ФСБ РФ от 01.05.2003г. N302 "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" приостановление (прекращение) выплаты пенсии оформляется соответствующей записью в заключении о назначении пенсии с указанием причины приостановления (прекращения) её выплаты. Запись заверяется сотрудником и начальником пенсионного подразделения.
Решение о приостановлении выплаты истцу пенсии оформлено ответчиком с соблюдением вышеуказанных требований (л.д. N). При этом представители ответчика не оспаривают, что данное решение было принято именно 31.03.2011г.
Требование об оспаривании указанного решения не является самостоятельным требованием, заявленным в порядке главы 25 ГПК РФ. Установление обстоятельств соответствия закону решения о приостановлении выплаты истцу пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г. входит в предмет доказывания по требованию об обязании УФСБ по СПб и ЛО возобновить ему выплату пенсии с 31.03.2011г., в связи с чем на все предъявленные истцом требования распространяется общий срок исковой давности, составляющий три года (ст.196 ГК РФ).
Истец обратился в суд с требованием о признании незаконным решения УФСБ по СПб и ЛО о приостановлении с 31.03.2011г. выплаты ему пенсии за выслугу лет 31.03.2015г., то есть с пропуском установленного ст.196 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности на один год. На наличие уважительных причин пропуска данного срока истец не ссылается, восстановить его не просит.
В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При рассмотрении настоящего дела ответчиком заявлено о применении к требованиям истца об оспаривании решения УФСБ по СПб и ЛО о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г. последствий истечения срока исковой давности (л.д. N).
Следовательно, суд правомерно отказал С. в удовлетворении иска в указанной части в связи с пропуском срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик заявил о пропуске истцом установленного ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд, не заявлял о пропуске им установленного ст.196 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности, а потому у суда отсутствовали предусмотренные п.2 ст.199 ГК РФ основания для вынесения решения об отказе в удовлетворении иска, основаны на неправильном понимании стороной истца соответствующих положений закона.
Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, а также установление правоотношений сторон, являются задачами суда (ст.148 ГПК РФ). Заявление о пропуске истцом срока на обращение в суд ответчиком сделано, а суд самостоятельно определяет, в каком порядке им рассматривается дело, и какой в связи с этим срок обращения в суд (ст.256 ГПК РФ или ст.196 ГК РФ) необходимо применять.
В связи с отказом истцу в удовлетворении его требования о признании незаконным решения УФСБ по СПб и ЛО о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г., не подлежит удовлетворению и его требование об обязании УФСБ по СПб и ЛО возобновить ему выплату пенсии с 31.03.2011г. Так как в судебном порядке незаконность действий ответчика не установлена, то восстановление прав истца таким способом не представляется возможным.
Суд первой инстанции правильно указал, что истец не лишен возможности обратиться к ответчику с заявлением о возобновлении ему выплаты пенсии за выслугу лет в случае, если считает, что для приостановления её выплаты у ответчика отсутствовали основания. Однако при этом суд не принял во внимание, что такое обращение со стороны истца к ответчику имело место 17.01.2014г. и в его удовлетворении последним было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что выплата истцу пенсии по линии ФСБ России может быть возобновлена при предоставлении документов, подтверждающих увольнение со службы и не назначении пенсии от таможенных органов (л.д. N).
Оценивая обоснованность требований истца в части необходимости возобновления выплаты ему пенсии за выслугу лет, судебная коллегия приходит к следующему.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п.1 ст.2 ФЗ от 27.05.2003г. N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно п.п.1 и 3 ст.2 и ст.3 ФЗ от 28.03.1998г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно- технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1 и 2 ФЗ от 21.06.1997г. N114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст.6 Закона установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.03.2004г. N6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч.2 ст.6 Закона, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст.13 Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст.18 Закона).
Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы С. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.6 Закона может быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную или правоохранительную службу, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии ФСБ РФ пенсии за выслугу лет приостановлению не подлежит.
Позиция ответчика о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у С. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии ФСБ РФ пенсии за выслугу лет должно было быть приостановлено на период прохождения им службы в таможенных органах, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18.03.2004 г. N6-П.
Вместе с тем, учитывая наличие вступившего в законную силу решения суда от 20.03.2012г. по делу N, установившего отсутствие у истца оснований для получения пенсии за выслугу лет в период с 26.02.2008г. по 31.03.2011г., а также не признание незаконным по причине пропуска истцом срока на предъявление соответствующего требования решения УФСБ по СПб и ЛО о приостановлении выплаты ему пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г., выплата С. пенсии может быть возобновлена только с 17.01.2014г. - дня его обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции в части отказа С. в удовлетворении иска к УФСБ по СПб и ЛО об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 31.03.2011г. подлежит отмене с вынесением в по делу в этой части нового решения о частичном удовлетворении иска и обязании УФСБ по СПб и ЛО возобновить выплату С. пенсии за выслугу лет с 17.01.2014г.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2015 года в части отказа С. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств - отменить.
Производство по делу по иску С. к Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании удержанных в счет возмещения излишне выплаченной пенсии денежных средств - прекратить.
Решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2015 года в части отказа С. в удовлетворении иска к Управлению Федеральной службы безопасности России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет - отменить с вынесением в по делу в этой части нового решения.
Обязать Управление Федеральной службы безопасности России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области возобновить выплату С. пенсии за выслугу лет с 17 января 2014 года.
В остальной части решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Лобанев Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.