Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Мирошниковой Е.Н. и Вологдиной Т.И.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волошина М.А. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2014 года по делу N2-276/15 по иску Волошина М.А. к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя истца Богдашевской И.Е., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волошин М.А., состоявший на учете нуждающихся в жилом помещении в Шелеховском городском поселении Иркутской области с 27.09.2000 г. как участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе и снятый с этого учета 26.07.2012 г. в связи с выездом в другое муниципальное образование (л.д.9, 10), обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что в силу норм пункта 2.1. ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и подпункта 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" за ним сохраняется право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении в другом регионе, однако письмом администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга N10.5-1063-1405 от 30.04.2014 г. ему было незаконно отказано в принятии на такой учет по новому месту жительства по адресу: "адрес" где он зарегистрирован с 24.10.2013 г. (л.д.24), по мотиву отсутствия у него необходимого срока проживания в Санкт-Петербурге - не менее 10 лет (л.д.18).
В связи с этим истец просил обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга поставить его на соответствующий учет с сохранением очередности, присвоенной на момент его снятия с учета в администрации Шелеховского муниципального образования.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25.03.2015 г. в удовлетворении иска Волошина М.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение как необоснованное и не соответствующее нормам материального права и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга и третьего лица - Жилищного комитета Санкт-Петербурга, которые извещены о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.136-139), о причине неявки своих представителей не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое по существу является правильным.
Согласно пункту 2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Рассматривая дело, суд исходил из того, что общая продолжительность военной службы Волошина М.А. составляет более 10 лет, т.к. из копии его военного билета следует, что он являлся военнослужащим в период с 1989 г. по 2000 г. (л.д.64-71).
Однако указанная копия плохо читаема, из нее усматривается, что Волошин М.А. неоднократно поступал на военную службу по контракту, однако точно установить периоды его службы данная копия не позволяет. В протоколах судебных заседаний не отражено, что суд при рассмотрении дела обозревал оригинал военного билета, и не зафиксированы имеющиеся в нем сведения.
Никаких иных документов, подтверждающих общую продолжительность военной службы Волошина М.А. более 10 лет в календарном исчислении, суду первой инстанции представлено не было.
Не представлено в суд также документов, свидетельствующих об увольнении Волошина М.А. с военной службы по основаниям, указанным в п.2.1. ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом из копий материалов учетного дела на Волошина М.А., поступивших из администрации Шелеховского городского поселения, следует, что истец подавал заявление и был принят на учет нуждающихся в жилом помещении в Шелеховском городском поселении Иркутской области с 27.09.2000 г. как участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе (л.д.42-52).
На это же основание постановки на учет истец ссылался в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
При апелляционном рассмотрении дела представитель истца Богдашевская И.Е. подтвердила, что Волошин М.А. имеет право состоять на соответствующем учете только как участник боевых действий, а не как военнослужащий, относящийся к категории, предусмотренной п.2.1. ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", от представления дополнительных доказательств по этому вопросу отказалась.
Таким образом, на истца не распространяются ни положения названного пункта, ни нормы пункта 13 той этой же статьи, запрещающие снятие граждан указанной категории без их согласия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечение их жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Соответственно, не применимы к спорным правоотношениям и выводы, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.2012 г. N21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М.Кабулова".
Истец, будучи ветераном боевых действий (л.д.8 - копия удостоверения), имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 этого Федерального закона.
Однако статья 23.2 данного Федерального закона не содержит положений, предоставляющих право ветеранам боевых действий, в том числе принятым на учёт нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г., при переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации, требовать от уполномоченного на ведение учёта органа исполнительной власти включения их в списки очередников на предоставление жилой площади, исходя из времени принятия их на учёт по ранее избранному (прежнему) месту жительства и без соблюдения условий, установленных законодательством такого субъекта Российской Федерации для целей признания гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует Закон N407-65 от 19.07.2005 г. "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", согласно пункту 2 статьи 1 которого на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе ветераны боевых действий.
Данное требование к проживанию в Санкт-Петербурге является общим условием для принятия граждан, нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на соответствующий вид учёта.
Право Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации установить такое условие вытекает из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рядом граждан из числа ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны оспаривалось приведённое выше положение пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 г. N407-65. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 03.10.2011 г. по делу N3-248/11 в удовлетворении заявленных требований отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2011 г. N78-Г11-56 указанное решение оставлено без изменения.
Названным решением со ссылкой на пункт 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 этого же Федерального закона (в том числе ветеранам боевых действий), нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005 г., устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации; при этом каких-либо отдельных положений или указаний на применение отдельных положений по определению нуждаемости в улучшении жилищных условий указанных категорий ветеранов Федеральный закон "О ветеранах" и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N714 не содержат.
С учётом установленных обстоятельств Санкт-Петербургским городским судом в решении от 03.10.2011 г. сделан вывод о том, что Федеральный закон от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" и Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N714, на которые ссылались заявители, правоотношения, связанные с установлением оснований признания ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядка принятия их на соответствующий учет, не регулируют; на данную категорию граждан распространяются общие требования, предусмотренные федеральным жилищным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации в сфере жилищных правоотношений.
Возможность установления субъектом Российской Федерации ценза продолжительности проживания в населённом пункте для постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 09.04.2002 г. N123-О, от 04.03.2004 г. N80-О, от 27.05.2010 г. N741-О.
Таким образом, администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга письмом N10.5-1063-1405 от 30.04.2014 г. обоснованно отказала Волошину М.А. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании положений Закона N407-65 от 19.07.2005 г. "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Ссылка истца на то, что пунктом 2 ст.1 Закона N407-65 от 19.07.2005 г. предусмотрено, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления, не может быть принята во внимание, т.к. приведенное положение Закона распространяется на лиц, имеющих право состоять на учете в Санкт-Петербурге.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать по существу правильным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, основанным на неправильном толковании правовых норм, не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Волошина М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.