Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Смирновой Т.В.,
при секретаре Глуховой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 28 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 8 июля 2015 года, которым удовлетворены. исковые требования Администрации Муниципального образования "Верхнебогатырское" к Территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю.
Признать право собственности Муниципального образования "Верхнебогатырское" на земельную долю, принадлежащую на праве собственности Перминову А. А., "данные изъяты"
Право собственности Муниципального образования "Верхнебогатырское" на земельную долю площадью 7,4 га, с кадастровым номером N площадью 3024,4 га. подлежит обязательной государственной регистрации в регистрирующем органе.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Муниципального образования "Верхнебогатырское" (далее МО "Верхнебогатырское") обратилась в суд с иском к Управлению Росеестра по Удмуртской Республике о признании права собственности на невостребованную земельную долю. Свои требования истец мотивирует тем, что постановлением Администрации Глазовского района от 24 марта 1994 года N 60.2.2 "О внесении изменений в списки собственников земельных долей ассоциации крестьянских хозяйств района, колхозов "Путь к коммунизму" и "Богатырка", сельскохозяйственного кооператива "Парзинский", в общую долевую собственность 408 гражданам был предоставлен земельный участок размером 3024,4 га, категории "земли сельскохозяйственного назначения" из состава земель предоставленных ранее колхозу "Слудка" Глазовского района. Доля каждого собственника была определена в размере 7,4 гектара. Администрация МО "Верхнебогатырское" подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован в общественно-политической газете Удмуртской Республики "Иднакар" от 26 марта 2013 года N 33, а также размещен на официальном сайте в сети "Интернет" на портале МО "Глазовский район". Указный список был размещен на информационных щитах МО "Верхнебогатырское". Первоначально в список невостребованных земельных долей были включены 367 собственников земельных долей. Общее собрание участников долевой собственности, созванное на 23 июля 2013 года, признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума, в связи с тем, что из 408 участников общей долевой собственности на собрание явилось лишь 9 человек. Постановлением Администрации МО "Верхнебогатырское" N 26.1 от 25.07.2013 года "Об утверждении списка собственников невостребованных земельных долей" утвержден список в количестве 364 невостребованных земельных долей.
Истец просил признать право собственности муниципального образования "Верхнебогатырское" на земельную долю площадью 7,4 гектара, принадлежащую Перминову А.А., на праве собственности на земельном участке с кадастровым номером N площадью 3024,4 га.
Определением Глазовского районного суда УР от 11 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Муниципального образования "Глазовский район".
Определением Глазовского районного суда УР от 24.06.2015 года по ходатайству представителей истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Росреестра по Удмуртской Республике на Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике.
В судебном заседании представитель истца Вагина Н.Р. иск поддержала.
Представитель ответчика и третьего в суд не явились.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на ненадлежащее привлечение Территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике в качестве ответчика и отсутствие правовых оснований для признания Российской Федерации принявшим выморочное наследственное имущество.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах её доводов, суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Глазовского районного Удмуртской Республики от 24 марта 1994 года N 60.2.2 внесены изменения в списки собственников земельных долей ассоциаций крестьянских хозяйств района, колхозов "Путь к коммунизму" и "Богатырка", сельскохозяйственного кооператива "Парзинский".
Согласно свидетельству на право собственности на землю N, Перминов А. А. приобрел право общей долевой собственности на землю по адресу: УР, Глазовский район АКХ "Слудка" общей площадью 7,4 га. пашни, обременений права не зарегистрировано.
Из кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) следует, что по адресу: Удмуртская Республика, Глазовский район, АКХ "Слудка" расположен земельный участок, площадью 30244000 кв.м, с кадастровым номером N
Представленные в суд доказательства свидетельствуют о том, что Перминов А.А. является собственником земельной доли в размере 7,4 га,
Согласно справке о смерти N отделом ЗАГС "адрес" УР, Перминов А. А. умер ДД.ММ.ГГГГ года, о чем составлена запись акта о смерти N 316.
Как следует из справки N от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной нотариусом Глазовского района УР Резенковой И.М., после Перминова А. А., умершего ДД.ММ.ГГГГ года, наследственное дело не заводилось.
Согласно справки N 112 от 08.06.2015 года, выданной главой муниципального образования "Верхнебогатырское", Перминов А.А., умерший ДД.ММ.ГГГГ по день смерти был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес". На момент смерти с ним были зарегистрированы, но фактически проживающие в "адрес": Тиленова У.А., Байтов Ш.Д., Женшибек К.А., Женшибек К., Женшибек А.
Как следует из справки N от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной нотариусом Глазовского района Резенковой И.М., после смерти Перминова А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ заявлений ни от каких лиц не поступало, в связи с чем, сведениями о наследниках нотариус не располагает.
Согласно уведомлению от 07.08.2014 года, представленного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Перминова А. А., на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с 01.01.1998 по 04.08.2014 г.г.
Право общей долевой собственности на земельный участок Перминовым А.А. в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не зарегистрировано.
Список собственников невостребованных земельных долей, расположенных: УР, Глазовский район (бывший колхоз "Слудка"), в том числе в отношении Перминова А.А. за N 221 опубликован в общественно-политической газете "Иднакар" Глазовского района УР от 26.03.2013 года N 33.
Общее собрание участников общей долевой собственности земельных долей АКХ "Слудка" от 23.07.2013г., повесткой дня которого являлось утверждение списка невостребованных земельных долей, признано несостоявшимся, ввиду отсутствия кворума,
Постановлением главы муниципального образования "Верхнебогатырское" N 26.1 от 25.07.2013 г. утвержден список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, в котором под N 218 указан Перминов А.А.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался ч.2 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" т 24.07.2002 N 101-Ф, согласно которой невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Удмуртской Республике не знало о наличии выморочного имущества не влияют на законность выводов суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованную земельную долю.
Согласно ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как усматривается из материалов дела, Перминов А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ
Изменения в п. 2 ст. 1151 ГК РФ, касающиеся перехода права собственности в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа выморочного имущества, находящееся на соответствующей территории, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 223-ФЗ, вступили в силу с момента опубликования, с 25.07.2013г., т.е. после смерти Перминова А.А. и на спорные правоотношения вышеизложенные изменения не распространяются.
Согласно п.50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Днем открытия наследства, в соответствии с п. 1 ст. 1114 ГК РФ, является день смерти гражданина.
В соответствии с п. 4 ст. 1151 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, днем открытия наследства после смерти Перминова А.А. является ДД.ММ.ГГГГ. С этого момента считается, что выморочное имущество в порядке наследования перешло в собственность Российской Федерации интересы которого, в силу закона, представляет Территориальное управления Росимущества в Удмуртской Республике.
Федеральный закон от 24.07.2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривает основания признания за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действовавшему в период открытия наследства законодательству, все функции по распоряжению с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике. Поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным, право собственности за муниципальным образованием до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 223-ФЗ "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", до 25.07.2013г., может быть признано только судебным актом.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом публикация списка невостребованных земельных долей осуществлена в печатном издании, не являющегося источником публикации нормативно-правовых актов субъекта российской Федерации, является необоснованным.
Согласно п. 4 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона УР от 29.12.2003 N 70-РЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики" В случаях, когда в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требуется опубликование сообщения в средствах массовой информации, такие сообщения подлежат публикации в источниках официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Общественно-политическая газета "Иднакар" Глазовского района Удмуртской Республики учреждена, в числе других учредителей, Советом депутатов муниципального образования "Глазовский район" и является источником опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Глазовского района.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 8 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Анисимова
Судьи И.Л. Глухов
Т.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.