Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества "Гарант" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Гарант" (далее по тексту - ОАО "Гарант", административный истец, Общество) обратилось в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12, общей площадью 3 440 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266, с разрешённым использованием: Общественно-деловая застройка (далее по тексту - земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере 15 703 000 рублей.
В обоснование заявленного требования административный истец ссылался на то, что кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка, от которой определяется арендная плата, составляет 78 003 260,4 руб. и не соответствует его рыночной стоимости, определённой в Отчёте независимого оценщика по состоянию на 01 января 2007 года, соответствие действующему законодательству которого подтверждено Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент". Данное обстоятельство нарушает права заявителя, поскольку влечёт уплату арендной платы в завышенном размере.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 ЗК РФ (л.д.3-5).
В ходе рассмотрения настоящего дела административный истец, в силу ч.1 ст.246, ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым на тот период регулировались спорные правоотношения (в настоящее время - ч.1 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ), изменил основание заявленного спора и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 10 060 000 рублей, определённой Отчётом об оценке N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Оценка. Консалтинг. Аудит." по состоянию на 17 марта 2010 года, подтверждённым положительным Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент" N571/Н-15 от 17 сентября 2015 года (л.д.169).
В судебном заседании представитель административного истца Ж.А.Г. (доверенность N110 от 07 июля 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, л.д.135) поддержала изменённые требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Правительства УР и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений УР Т.А.А. (доверенности N7-196/30 от 08 декабря 2014 года сроком по 08 декабря 2015 года и N10 от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, л.д.234, 235) в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных ОАО "Гарант" требований, полагая правомерным предоставленный им Отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность N96 от 15 декабря 2014 года сроком до 31 декабря 2015 года, л.д.143) в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, уточнив, что не имеет вопросов по представленному административным истцом Отчёту об оценке земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) П.А.В. (доверенность N01-06/2015 от 03 июня 2015 года сроком до 31 декабря 2016 года, л.д.142) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований ОАО "Гарант" (л.д.136).
Администрация г. Ижевска и соарендатор земельного участка - федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее по тексту - ФГУП "Почта России"), в лице его филиала, привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили (л.д.168, 171, 172).
В силу ч.4 ст.247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц Правительства УР, Управления Росреестра по УР, Минимущества УР и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные ОАО "Гарант" требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Соглашением N270/5 от 16 марта 2012 года о внесении изменений в договор аренды земли N270 от 18 июля 1994 года, заключённый между Администрацией г. Ижевска (Арендодатель) и АООТ "Информпечать" (Арендодатель) сроком до 18 июля 2024 года, ОАО "Гарант" вступил, а ОАО (ранее - АООТ) "Информпечать" выбыл из указанного договора аренды части земельного участка площадью 2 198 кв.м. от земельного участка категории: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественно-деловая застройка, с кадастровым номером 18:26:010277:12, общей площадью 3 440 кв.м, с адресом УР г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266 в Октябрьском районе. Данная часть земельного участка предоставлена для размещения административного здания (л.д.48 на обороте-57).
В соответствии с договором аренды земли от 01 июля 2010 года другая часть земельного участка площадью 1230 кв.м. от земельного участка общей площадью 3 440 кв.м. передана Арендодателем в аренду федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" на неопределённый срок (п.п.2.1, 6.3 договора аренды) для эксплуатации и обслуживания административного здания по адресу г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266а (л.д.116-122).
Расчёт арендных платежей по договору аренды в настоящее время производится на основании постановления Правительства УР N172 от 06 ноября 2007 года по формуле, одним из составляющих которой является кадастровая стоимость земельного участка, утверждённая постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (л.д.60).
Суд признаёт, что действующее законодательство позволяет устанавливать кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 ЗК РФ).
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Причём для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Данное требование закона административным истцом соблюдено.
Уведомлением об отказе в принятии заявления к рассмотрению от 17 июля 2015 года за N15-03/273 Комиссия уведомила Общество о том, что их заявление от 14 июля 2015 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности (л.д.10, 11).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как Арендатора земельного участка, ОАО "Гарант" обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12, общей площадью 3 440 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266, составленный независимым оценщиком - ООО "Оценка. Консалтинг. Аудит.", согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 17 марта 2010 года составляет 10 060 000 рублей (л.д.173-222).
Кроме того, в силу представленного административным истцом положительного экспертного заключения N 571/Н-15 от 17 сентября 2015 года, выполненного Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Свободный Оценочный Департамент", членом которой является оценщик, Отчёт N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года по определению рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: общественно-деловая застройка, общая площадь 3 440 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266, кадастровый номер 18:26:010277:12, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей на дату составления Отчёта редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.223-232).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно государственному контракту N2 от 15 августа 2007 года Заказчиком по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики являлось Министерство имущественных отношений УР, которое в силу условий данного контракта принимало и оплачивало вышеназванные работы (л.д.151-154).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года".
При этом, в строке 5239 приложения N1 к данному Постановлению, которым утверждён перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель г. Ижевска по состоянию на 01 января 2007 года, утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12 в сумме 32 942 410,8 руб.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР пояснила, что данный земельный участок является ранее учтённым и сведения о нём внесены в государственный кадастр недвижимости 22 июня 2005 года. Однако, в связи с выявлением кадастровой ошибки при определении вида разрешённого использования ("размещение домов многоэтажной застройки" вместо правильного "общественно-деловая застройка") постановлением Правительства УР от 14 декабря 2009 года N358 кадастровая стоимость земельного участка была изменена на 78 003 260,4 руб. (л.д.113, 150).
16 февраля 2010 года в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" обратился представитель соарендатора ФГУП "Почта России" с заявлением об уточнении местоположения границ и площади арендуемой ими части земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12 (л.д.164).
Изначально общая площадь данного земельного участка была декларативной и составляла 4 524 кв.м, а после уточнения границ, в соответствии с материалами межевания, стала 3 440 кв.м., поэтому 17 марта 2010 года было принято решение об учёте количественных изменений земельного участка в части его площади, но размер кадастровой стоимости земельного участка был ошибочно указан в сумме 01 руб. (л.д.9, 165).
Данная техническая ошибка выявлена при рассмотрении настоящего административного дела и исправлена решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 03 августа 2015 года N1800/15-17066 (далее по тексту - решение от 03 августа 2015 года). После исправления кадастровая стоимость земельного участка составила 59 312 824 рубля по состоянию на дату последнего изменения количественных характеристик земельного участка, а именно на 17 марта 2010 года (л.д.136, 137).
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 27 января 2004 года N26/04-420, заявлением представителя ФГУП "Почта России" о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости от 16 февраля 2010 года, решением ФГУ "ЗКП" по Удмуртской Республике от 17 марта 2010 года N1800/10-8065, кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 апреля 2015 года, кадастровыми паспортами земельного участка от 16 мая 2012 года N1800/501/12-48079 и от 28 марта 2014 года N1800/501/14-74833, решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" от 03 августа 2015 года N1800/15-17066 (л.д.9, 57 на обороте, 155, 159, 164, 165).
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222 (далее по тексту - Методические указания).
Из статей 24.19, 24.20 Закона об оценочной деятельности, а также из Методических указаний следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в вышеперечисленных случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости.
В абзаце 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее по тексту - Постановление Пленума N28 от 30 июня 2015 года) содержатся аналогичные разъяснения, согласно которым датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Решением от 03 августа 2015 года кадастровая стоимость земельного участка определена заново в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний и по состоянию на 17 марта 2010 года составила 59 312 824 руб. (л.д.138, 139).
Таким образом, исходя из правовых положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, суд признаёт, что датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является 17 марта 2010 года - дата внесения сведений об изменении его количественных характеристик.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.59, 61, 84 КАС РФ, суд признаёт Отчёт оценщика N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным Экспертным заключением N 571/Н-15 от 17 сентября 2015 года, надлежащим и допустимым доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12 по состоянию на 17 марта 2010 года.
При рассмотрении настоящего административного дела, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, суд разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (л.д.236).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010277:12, равный 10 060 000 руб., установленный в Отчёте об оценке N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (л.д.237).
Принимая во внимание, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, то суд признаёт, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума N28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, связанные с изменением его количественных характеристик, были внесены в государственный кадастр недвижимости 17 марта 2010 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Общество обратилось только 22 июля 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ - 15 сентября 2015 года, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления судебного постановления в законную силу.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Открытого акционерного общества "Гарант" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
На основании заявления Открытого акционерного общества "Гарант" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданного в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике 14 июля 2015 года, установить кадастровую стоимость земельного участка, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: Общественно-деловая застройка, с кадастровым номером 18:26:010277:12, площадью 3 440 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 266, в размере его рыночной стоимости, равной 10 060 000 рублей, определённой в соответствии с Отчётом об оценке N 180200/ЗУ-1 от 29 июня 2015 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью "Оценка. Консалтинг. Аудит." по состоянию на 17 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 сентября 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.