Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Кузьменка А.В., Власкиной Е.С.,
при секретаре Н.О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 28 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Л.В.В. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 апреля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Л.В.В. к администрации Искитимского района Новосибирской области о включении в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плотниковой М.В., объяснения представителя Л.В.В. - П.О.Н., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.В.В. обратился в суд с иском к администрации Искитимского района Новосибирской области о включении в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что в период с 1990 г. по 2004 г. он работал в ЦМОЭПе, с 1990 г. стоял в заводской очереди на получение жилья, так как имел семью, состоящую из пяти человек, включая трех детей, также имел льготу на получение жилья как участник боевых действий в Афганистане.
В 1991 г. им была выделена комната в общежитии, но он остался стоять на очереди, так как его жилищный вопрос не был решен. Данная комната была в 2007 г. оформлена в общую долевую собственность по 1/3 доле на него, его супругу Л.Е., его дочь Л.У. Объект права был зарегистрирован как квартира, площадью 39,1 кв.м., расположена на 2 этаже по адресу "адрес".
В соответствие со ст. 23 ФЗ "О ветеранах" и Постановлению Правительства РФ "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения составляет 18 кв.м., общей площади жилья на одного гражданина.
Поскольку он имеет пять детей, квартира общей площадью 39,1 кв.м., не соответствует жилищным нормам, установленным законодательством РФ, в связи с тем, что на каждого члена его семьи приходится 7,82 кв.м.
22.02.2005 г. он обратился с заявлением о включении его в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных вопросов, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Искитимского района Новосибирской области в Администрацию рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области. Постановлением главы муниципального образования р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области N 115 от 28.02.2005 г. он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, считает что он как участник боевых действий в Афганистане, согласно п.п.1 п.1 ст.3 ФЗ "О ветеранах" имеет право воспользоваться льготой на получение жилья, а не стоять в общей очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно списку очередности рабочих и служащих АООТ "Новосибирский электродный завод", утвержденного совместным Постановлением администрации АООТ "НовЭз" и профсоюзного комитета АООТ "НовЭз" и профсоюзного комитета АООТ "НовЭз" протокол N24 от 28 сентября 1999 г. в разделе 4 "Воины-интернационалисты" его фамилия значится под номером 7 в очереди на получения жилья.
Полагает, что поскольку он состоит на очереди с 1990 г., следовательно, имеет право быть в льготной очереди.
На основании изложенного истец просил включить его в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель Л.В.В.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять новое решение по делу, удовлетворив апелляционную жалобу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку Л.В.В. состоит в очереди на получения жилья с 1990 г. в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 г. N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", следовательно, имеет право быть в льготной очереди.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного акта.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании постановления главы муниципального образования р.п. Линево Искитимского района Новосибирской области N 115 от 28.02.2005 г. Л.В.В. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (по состоянию на 01.10.2013 г. номер очереди истца - 145).
Истец является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Отказывая Л.В.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для включения истца в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, находя их правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положение п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 22.08.2004 г.) приводит к различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории - ветераны боевых действий в зависимости от даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (до 01.01.2005 г. или после этой даты).
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем, непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01.01.2005 г. согласно Жилищному кодексу РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Оснований для предоставления Л.В.В. жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая дату постановки истца на учет - 28.02.2005 г., суд первой инстанции обоснованно отказал Л.В.В. в удовлетворении исковых требований.
Довод апеллянта о том, что Л.В.В. состоит в очереди на получение жилья с 1990 г., в связи с чем, имеет право на включение в льготную очередь, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, в виду следующего:
В соответствии с пп. "г" п. 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. N 335, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы.
Как следует из трудовой книжки истца, Л.В.В. с 16.03.1990 г. работал в АООТ "Новосибирский электродный завод", уволен по собственному желанию с 25.06.2004 г. (л.д.94-97).
Утрата истцом права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на предприятии так же подтверждается письмом территориальной организации Независимого профсоюза работников Новосибирского электродного завода N9 от 28.01.2014 г., согласно которому, Л.В.В., значился в ежегодно обновляемых списках очередности рабочих и служащих АООТ "Новосибирский электродный завод" до момента увольнения с завода, то есть до 2004 г.
Таким образом, данных о том, что Л.В.В. до 01.01.2005 г. был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоял на данном учете, истцом не представлено, судом не добыто, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции, и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 28 апреля 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Л.В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.