Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Братчиковой Л.Г., Печко А.В.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Р.Т.В. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 08 июля 2015 года, которым Р.Т.В. в удовлетворении исковых требований к администрации Татарского района Новосибирской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Татарского района Новосибирской области N 281 от ДД.ММ.ГГГГ о служебном жилом фонде Татарского района НСО; признании незаконным распоряжения главы Татарского района Новосибирской области N 378 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении служебных жилых помещений; признании недействительным договора найма служебного жилого помещения N от 30.12.2008; исключения квартиры "адрес" из числа служебных отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения Р.Т.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Татарского района Новосибирской области с выше указанными требованиями.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ прописана в квартире "адрес", которая предоставлена ей 30.12.2008 года на основании договора социального найма служебного жилого помещения администрацией Татарского района - учредителем Татарской ЦРБ, в которой она работает.
В связи с изданием администрацией Татарского района НСО постановления N281 от 29.12.2008 г. "О служебном жилом фонде Татарского района", которым квартира отнесена к числу служебных, не может ее приватизировать.
Указывает, что администрация не может иметь в собственности жилищный фонд. В случае возникновения у муниципальных образований права на имущество, не относящееся к их видам деятельности, должны его передать. Муниципальное образование района не вправе определять и статус жилых помещений, в том числе, относить их к специализированному жилому фонду.
Согласно распоряжения администрации Новосибирской области N 618-рп от 21.12.2011 г. МУЗ "Татарская ЦРБ имени 70-летия Новосибирской области" передана в государственную собственность. Считает, что после передачи ЦРБ в государственную собственность статус квартиры изменился, она перестала быть служебной.
Договор найма служебного жилого помещения является недействительным в силу ст. 168, 178 ГК РФ. Своего права на приватизацию жилого помещения она не использовала.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна Р.Т.В.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что передача больницы в собственность администрации Новосибирской области не изменяет служебного статуса спорной квартиры, так как квартира предоставлена администрацией Татарского района, которая не является ни ее работодателем, ни учредителем Татарской ЦРБ.
Указывает, что на момент отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду и заключения договора найма служебного жилого помещения не было зарегистрировано в установленном законом порядке право собственности администрации района на квартиру. Выводы суда об обратном, считает ошибочными и противоречащими закону.
Считает, что администрация Татарского района, не имея законного права владеть и распоряжаться спорной квартирой, ввела ее в заблуждение, заключив с ней договор найма служебного жилого помещения.
Полагает ошибочными выводы суда о том, что администрация муниципального района может иметь в собственности жилищный фонд, в том числе служебный жилой фонд для предоставления работникам государственных учреждений.
Кроме того, по мнению заявителя, суд должен был применить положения закона о недействительности договора, заключенного в нарушение закона под влиянием заблуждения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Р.Т.В., суд пришел к выводу, что законом не установлен запрет иметь в собственности специализированный жилищный фонд администрациям муниципальных районов; администрацией Татарского района в пределах полномочий, в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению, определены категории граждан, которым предоставляются служебные помещения - врачи, находящиеся в трудовых отношениях с МУЗ "Татарская ЦРБ"; в ходе судебного разбирательства не установлено какого-либо заблуждения со стороны истца при заключении сделки - договора найма служебного жилищного помещения; оснований для предоставления Р.Т.В. жилого помещения на основе договора социального найма не было, поскольку малоимущей она не признана, на учете для получения социального жилья не состоит; отсутствие государственной регистрации права собственности за администрацией Татарского района Новосибирской области не свидетельствует о возникновении у истца права на ее приватизацию; передача в собственность администрации Новосибирской области МУЗ "Татарская ЦРБ" не изменяет статус спорного жилого помещения, как служебного.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, постановленными в соответствии с нормами материального права и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.08.2007 г. ОАО " "данные изъяты"" передало в собственность администрации Татарского района здания и земельный участок по "адрес" (л.д. 61-67).
Согласно разрешения на ввод в эксплуатацию от 19.11.2008 г. созданные квартиры по "адрес" введены в эксплуатацию (л.д. 39).
Из свидетельства о государственной регистрации от 29.10.2009 г. усматривается, что право собственности на "адрес" зарегистрировано за Татарским районом Новосибирской области, (л.д. 21).
Согласно Устава МУЗ "Татарская ЦРБ", учредителем МУЗ является администрация "адрес" (л.д. 68-70).
Согласно постановления главы администрации Татарского района от 29.12.2008 г. N 281 усматривается, что принято решение об отнесении квартир в доме по "адрес" к специализированному жилищному фонду - служебным жилым помещениям. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения - врачи, заключившие трудовой договор с МУЗ "Татарская ЦРБ" (л.д. 35).
Из распоряжения главы Татарского района N378 от 30.12.2008 г. усматривается, что в соответствии с ходатайством главного врача МУЗ "Татарская ЦРБ", условиями трудовых договоров истице предоставлена в пользование по договору найма служебного жилого помещения квартира "адрес" (л.д. 36-37).
Согласно п.1 ч.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно ч.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
В соответствии с положениями ст. 50 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" N131 - ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что в собственности ответчика не может находиться жилой фонд, в том числе для предоставления работникам государственных учреждений, поскольку из вышеуказанных норм права следует, что для осуществления своих полномочий, в том числе в сфере обеспечения населения своего района медицинской помощью, муниципальное образование имеет право, в том числе, приобретать в собственность жилье и признавать его служебным для обеспечения им сотрудников учреждений. Такая деятельность ответчика закону и основам правопорядка не противоречит.
Ссылки апеллянта на то, что право собственности администрации района на спорное жилое помещение не было зарегистрировано на момент отнесения спорной квартиры к специализированному жилому фонду и заключения договора найма служебного помещения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решение ответчика о присвоении спорному жилью служебного статуса, вне зависимости от того, что право его собственности было зарегистрировано в ЕГРП позже, было принято им, как законным владельцем по уже состоявшейся сделке купли-продажи. Так как на момент признания квартиры служебной истец прав на нее не имела, в ней не проживала, следовательно, указанное решение прав истца не нарушало.
Не состоятельны доводы жалобы и о том, что истцом не доказано наличие заблуждения относительно природы и условий сделки, поскольку из текста договора найма, заключенного на основании ходатайства гл.врача больницы, заявления истицы о предоставлении квартиры, следует, что Р.Т.В. предоставляется служебное жилое помещение, следовательно, ее исковые требования судом верно оставлены без удовлетворения со ссылкой на ст.ст.168, 178 ГК РФ в указанной части.
Не может согласиться судебная коллегия и доводами апеллянта об изменении статуса жилого помещения при передаче МУЗ "Татарская ЦРБ" из муниципальной в государственную собственность.
Как правильно установлено судом жилищный фонд, собственником которого является администрация района, в государственную собственность не передавался. Как правильно указал суд передача в собственность администрации Новосибирской области учреждения здравоохранения не изменяет статус служебного жилого помещения.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что, учитывая особое назначение служебных жилых помещений, статья 4 названного Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (часть первая), но одновременно закрепляет правомочие собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (часть вторая), что корреспондирует предписаниям Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (часть первая статьи 217).
Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понудить собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан невозможно, это является его правом, а не обязанностью.
Из изложенного следует, что разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями материального права. Нарушений процессуальных норм, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Татарского районного суда Новосибирской области от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.