Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Братчиковой Л.Г., Кузьменка А.В.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 12 мая 2015 года, которым исковые требования К.И.Е., К.Л.П. к ГУ МВД России по Новосибирской области о признании ветераном боевых действий, обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворены.
Признано за К.И.Е., К.Л.П. право на выплату пенсии по случаю потери кормильца, их сына К.И.И., являющегося ветераном боевых действий, с учетом повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
ГУ МВД России по Новосибирской области обязано произвести К.И.Е., К.Л.П. перерасчет и выплату пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", за период с 18 ноября 2013 года, то есть не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), и на весь период получения К.И.Е., К.Л.П. указанной пенсии.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя ответчика Щ.М.А., поддержавшей доводы жалобы, К.Л.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.И.Е., К.Л.П. обратились в суд с иском к ГУ МВД России по Новосибирской области о признании ветераном боевых действий, обязании произвести перерасчет пенсии.
В обоснование требований указали, что являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, их сына К.И.И., погибшего в боевых действиях в Чеченской Республике в 1995 году. В ноябре 2014 заявители обратились к ответчику о перерасчете пенсий с учетом повышения по п. "г" ч.1 ст.45 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", однако им было отказано. Считают данный отказ необоснованным, так как их сын является участником боевых действий. Отказом ответчика нарушены их права на пенсионное обеспечение.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель ГУ МВД России по Новосибирской области.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что законом установлен исчерпывающий перечень категорий самих пенсионеров, которым государство гарантирует получение повышенной пенсии.
При этом в ФЗ N от 03.12.2007, которым внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2008, и на которые ссылается суд, ни мать, ни отец, получающие пенсию по случаю потери кормильца, не указаны.
Мера социальной поддержки, полагающаяся их сыну, как ветерану боевых действий, в случае признания его таковым, не может быть автоматически перенесена на его родителей, так как данная мера носит личностный характер и неразрывно связана с личностью самого ветерана.
Кроме того, К.И.И. погиб в 1995 году, то есть до 01.01.2004 и не был официально признан ветераном боевых действий.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К.И.И. был призван на действительную военную службу Новосибирским РВК Новосибирской области в августе 1990 года, образование высшее, окончил Новосибирское ВВКУ МВД РФ в 1994году; командир взвода МБ АЗДН; воинская часть 3673 в Чеченской Республике 1994-1995г. Гибель К.И.И., принимавшего участие в проведении специальной операции в "адрес", наступила при исполнении обязанностей военной службы по восстановлению конституционного строя в Чеченской Республике, что подтверждено материалами дела (т.1 л.д.22-25, т.2 л.д.21-24).
К.И.Е. и К.Л.П., являются получателями пенсии по случаю потери кормильца по ГУ МВД по НСО в результате гибели их сына К.И.И., погибшего в боевых действиях в Чеченской Республике при проведении специальной операции в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ, награжденного посмертно Орденом мужества.
Разрешая спор при таких обстоятельствах, суд исходил из того, что К.И.Е. и К.Л.П. имеют право на повышение пенсии на основании подпункта "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку их сын К.И.И. в силу положений ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" является ветераном боевых действий, а действие п."г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 распространяется не только на лиц, являющихся ветеранами боевых действий, но и на членов их семей, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
При этом исходит из следующего: пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
В силу ст. 30 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.
Согласно п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 (в редакции, действовавшей с 01.01.2004) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в вышеуказанную норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" ч.1 ст. 45 названного Закона определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Таким образом, вывод суда о наличии у истцов права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца по п. "г" ч.1 ст. 45 Закона сделан с учетом, подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка к пенсии, установленная п. "г" части 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст. 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Довод жалобы ответчика о том, что правом на повышение пенсии по п. "г" ч.1 ст. 45 Закона обладает только сам ветеран боевых действий, основан на ошибочном толковании норм материального права, поэтому во внимание судебной коллегией не принимается.
Вместе с тем в данном случае применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 возможно только в системной связи с п. п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и в раздел 3 приложения к этому Федеральному закону внесены вступившие в силу с 01.01.2004 изменения, согласно которым, боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01.01.2004, в связи с чем, с указанной даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Доводы жалобы о том, что в установленном порядке К.И.И. не был признан ветераном боевых действий, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку само по себе отсутствие соответствующего документа при наличии иных доказательств, имеющихся в материалах дела, с достоверностью подтверждающих факт непосредственного участия военнослужащего в боевых действиях на территории Чеченкой республики правильных выводов суда не опровергают.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МВД России по Новосибирской области, Щ.М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.