Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галаевой Л.Н.,
судей Братчиковой Л.Г., Крейса В.Р.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 15 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Новосибирской области на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 29 июня 2015 года, которым заявление Военного прокурора Новосибирской области - удовлетворено.
Признано за Б.Н.В. право на увеличение пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 01.01.2004 года.
Признано за Б.С.Н. право на увеличение пенсии по случаю потери кормильца согласно пункту "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 01.01.2008 года.
Военный комиссариат Новосибирской области обязан произвести Б.С.Н., Б.Н.В. перерасчет пенсии по данному основанию со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии с 03.02.2014 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя ответчика А.Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, Б.Н.В., Б.С.Н., возражавших против доводов жалобы,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Новосибирского гарнизона в интересах Б.Н.В., Б.С.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Новосибирской области, просил признать за истцами право на увеличение пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и возложить обязанность по перерасчету пенсии по данному основанию на ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области".
В обоснование требований указал, что Б.Н.В., Б.С.Н. являются получателями пенсии по линии МО РФ по случаю потери кормильца, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, сына - Б.С.С.
С 01.01.2008 года вступили внесенные в закон изменения, предусматривающие повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32%. Однако ответчик перерасчет пенсии истцам с учетом повышения не производит, ссылаясь, что данная норма закона распространяется непосредственно на самих ветеранов боевых действий.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Военный комиссариат Новосибирской области, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Б.Н.В. и Б.С.Н. не обладают статусом ветеранов боевых действий, что необходимо для назначения повышения пенсии.
Размер пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, а повышение, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не является частью денежного довольствия, соответственно, не может являться частью пенсии.
Указанное повышение носит адресный характер, распространяется только на самого военнослужащего. Для членов семьи устанавливаются конкретные адресные меры социальной поддержки и дополнительные выплаты.
Круг лиц, имеющих право на повышение, является исчерпывающим, право на повышение определяется на основании имеющихся у пенсионеров документов, подтверждающих их статус. Пункт "г" не содержит формулировки "и члены их семей".
Отмечает, что указанная норма носит отсылочный характер, и подлежит применению во взаимосвязи с п.п. 1-4 п.1 ст. 3 и иными положениями ФЗ "О ветеранах", который также содержит перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Полагает, что учитывая личностный характер указанного повышения, такое можно установить тем членам семей погибших, которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный данной статьей, которым Б.Н.В. и Б.С.Н. не обладают.
Также, при обращении за назначением пенсии, Б.Н.В. и Б.С.Н. не предъявляли соответствующее удостоверение, что предусматривает ст. 28 ФЗ "О ветеранах".
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, лейтенант Б.С.С. проходил военную службу в войсковой части N в должности командира разведывательной группы специального назначения. В период с 16.09.2000 года по 26.09.2000 года принимал участие в выполнении боевых задач на территории Северо - Кавказского военного округа в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике. В соответствии с записью в послужном списке Б.С.С. выполнял боевые задачи на территории Чеченской республики с 16.09.2000 года по 26.09.2000 года, приказом ВРИО начальника штаба войсковой части N N 222 от 16.10.2000 года, является погибшим при выполнении специальной задачи на территории Чеченской республики.
26.09.2000 года Б.С.С. погиб при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республике в результате взрывной травмы, множественного осколочного ранения головы, груди с повреждением внутренних органов.
Матери погибшего Б.Н.В. с 19.08.2003 года, а отцу погибшего Б.С.Н. с 01.01.2008 года назначена пенсия по потери кормильца по линии Министерства Обороны в соответствии со статьей 36 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Разрешая спор при таких обстоятельствах, суд исходил из того, что члены семьи ветерана боевых действий Б.Н.В. и Б.С.Н. имеют право на повышение пенсии на основании подпункта "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, которым руководствовался суд.
При этом исходит из следующего: пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Указанный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
В силу ст. 30 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.
Согласно п. "г" ч.1 ст. 45 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 (в редакции, действовавшей с 01.01.2004) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышались участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100% установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в вышеуказанную норму внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым, назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Тем самым пунктом "г" ч.1 ст. 45 названного Закона определен круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий (ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ).
Таким образом, вывод суда о наличии у истцов права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца по п. "г" ч.1 ст. 45 Закона сделан с учетом, подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка к пенсии, установленная п. "г" части 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст. 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Довод жалобы ответчика о том, что правом на повышение пенсии по п. "г" ч.1 ст. 45 Закона обладает только сам ветеран боевых действий, основан на ошибочном толковании норм материального права, поэтому во внимание судебной коллегией не принимается.
Вместе с тем в данном случае применение п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 возможно только в системной связи с п. п. 1 - 4 п. 1 ст. 3 и иными положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
Подпункты 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ и в раздел 3 приложения к этому Федеральному закону внесены вступившие в силу с 01.01.2004 изменения, согласно которым, боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 01.01.2004, в связи с чем, с указанной даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.