Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Зеленовой Е.Ф., Скрябиной СВ.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.,
при секретаре Терюшовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2015 года по иску Чащина А.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области" о восстановлении на работе, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчиков ГУ МЧС России по Челябинской области, ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" Богдановой СИ., истца Чащина А.Н., заключение прокурора Минкиной Л.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части восстановления на работе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чащин А.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Челябинской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (далее - ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области"), с учетом уточнений, о восстановлении на работе в должности **** ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области",
взыскании денежного довольствия за период с 15 апреля 2015 года по 19 июня 2015 года в размере **** рубля **** коп. (л.д. 138-140).
В обоснование требований указал на то, что с мая 1989 года он проходил службу в пожарной охране, с апреля 2012 года в должности **** ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" на основании контракта сроком до 02 мая 2017 года. 10 февраля 2015 года ему вручено уведомление о сокращении занимаемой им должности 10 апреля 2015 года. Приказом от 14 апреля 2015 года N **** он уволен в связи с сокращением штатов. Увольнение считает незаконным, поскольку 10 февраля 2015 года он был поставлен в известность только о сокращении занимаемой им должности, что не равнозначно увольнению и расторжению действующего контракта раньше времени. Другие вакантные должности ни в Челябинске, ни в другом населенном пункте ему не предлагались.
В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал (об. л.д. 159).
Представитель ответчиков ГУ МЧС России по Челябинской области, ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" Богданова СИ. иск не признала, указав в отзыве, что увольнение истца произведено в соответствии с законом, при наличии для этого оснований.
Судом исковые требования Чащина А.Н. удовлетворены частично, подполковник внутренней службы Чащин А.Н. с 15 апреля 2015 года восстановлен на работе в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области в должности **** Федерального государственного бюджетного учреждения "Производственно-технический центр федеральной противопожарной службы по Челябинской области". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МЧС России по Челябинской области просит отменить решение суда в части восстановления истца на работе в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение. Указывает, что суд восстановил Чащина А.Н. не на службе, а на работе в несуществующей должности в Главном управлении МЧС России по Челябинской области. Согласно штатному расписанию должность **** находится у другого юридического лица, а именно в ФГБУ "ПТЦ ФАС по Челябинской области". Увольнение истца произведено в соответствии с законом, при наличии для этого оснований, порядок увольнения не нарушен. Истец был надлежащим
образом уведомлен о сокращении занимаемой им должности, а именно за 2 месяца до даты увольнения. От предложенных должностей в ФГКУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" истец отказался. Вакантные должности, связанные со службой в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, не могли быть предложены истцу в связи с достижением им предельного возраста, установленного для службы в органах, отсутствием образования, квалификации. Кроме того, суд вышел за пределы своих полномочий и рассмотрел вопрос о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 15 апреля 2015 года по 19 июня 2015 года. В исковых требованиях истец просил взыскать задолженность по заработной плате за период с 15 апреля 2015 года по 19 июня 2015 года, то есть за период, когда он уже был уволен и не проходил службу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Чащин А.Н. с 01 октября 2012 года проходил службу в ГУ МЧС России по Челябинской области в должности **** ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" (л.д. 8, 108).
На основании приказа от 14 апреля 2015 года N **** Чащин А.Н. уволен со службы с 14 апреля 2015 года по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов). 17 апреля 2015 года истец ознакомлен с приказом об увольнении, в этот же день ему была выдана трудовая книжка (л.д. 112,129-131).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что принятие решения об изменении структуры штатного расписания относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть служебный контракт в связи с сокращением штата.
Материалами дела подтверждается сокращение штата, в Главном управлении МЧС России по Челябинской области были сокращены все аттестованные должности в ПТЦ, создано ФГКУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области".
Удовлетворяя требования истца о восстановлении на службе, суд первой инстанции исходил из того, что при увольнении истец не был уведомлен о сокращении должности, ему не предлагались вакантные должности, в связи с чем пришел к выводу об увольнении Чащина А.Н. с нарушением установленного порядка увольнения по сокращению штата.
С данным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В силу положений ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статьи 40 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу распространяется действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и п.п. 17.5, 17.12, 17.14, 17.15 Инструкции о порядке применения указанного Положения увольнение по сокращению штатов может производиться в случае невозможности дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещении на службу в другую местность. О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением, вручаемым под расписку. При определении основания для увольнения сотрудника учитывается его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе.
Согласно части 3 статьи 60 Положения N 4202-1 сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении не позднее за 2 месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение контракта, а также в соответствии с пунктами "ж", "к", "л", "м", "н", "о", "п" ст. 58 Положения.
В соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2005 года N1027 "О дополнительных мерах по формированию федеральной противопожарной службы", приказом МЧС России от 21 марта 2014 года N129 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 30 декабря 2005 года N 1027 и признании утратившими силу приказом МЧС России и отельных положений приказов МЧС России", приказом ГУ МЧС России по Челябинской области N **** от 21 апреля 2014 года "О введении в действие штатных расписаний учреждений, подчиненных ГУ МЧС России по Челябинской области" (л.д. 46-60), приказом N **** от 19 июня 2014 года "О внесении изменений в штатные расписания подразделений ГУ МЧС России по Челябинской области" (л.д. 61-64), приказом N **** от 20 июня 2014 года "О внесении изменений в штатные расписания подразделений ГУ МЧС России по Челябинской области" (л.д. 65-69), приказом N **** от 11 ноября 2014 года "О внесении изменений в штатные расписания подразделений ГУ
МЧС России по Челябинской области" (л.д. 70-74), приказом N **** от 09 февраля 2015 года "О внесении изменений в штатные расписания подразделений ГУ МЧС России по Челябинской области" (л.д. 75-81), приказом N **** от 03 апреля 2015 года "О внесении изменений в штатные расписания подразделений ГУ МЧС России по Челябинской области" (л.д. 82-88), письмами МЧС России от 30 января 2015 года (л.д. 155) и от 13 февраля 2015 года (л.д. 157), письмами Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от 04 февраля 2015 года (л.д. 156) и от 25 февраля 2015 года (л.д. 158), в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" было произведено сокращение должностей внутренней службы, вместо которых были введены должности вольнонаемного персонала, не относящиеся к государственной службе.
10 февраля 2015 года Чащину А.Н. было вручено уведомление о предстоящих организационно-штатных изменениях с 10 апреля 2015 года, в связи с чем занимаемая им должность **** ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" будет сокращена. Истцу также объявлено о возможности получения до представления к увольнению направления для освидетельствования на военно-врачебной комиссии, использовании очередного ежегодного отпуска или получении компенсации за неиспользованный отпуск (л.д. 109).
Таким образом, из содержания указанного уведомления прямо усматривается, что Чащину А.Н. было известно о его предстоящем увольнении по сокращению штата с 10 апреля 2015 года.
Вышеуказанные нормативные акты, регулирующие порядок увольнения сотрудников, не предусматривают обязанность работодателя по предложению увольняемому сотруднику по сокращению штата всех вакантных должностей. Поскольку увольнение сотрудника по сокращению штата (п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) допускается в случае невозможности дальнейшего его использования на службе, то оснований для принятия мер к трудоустройству высвобождаемого сотрудника на должности, не отнесенные к службе (должности вольнонаемных служащих), у работодателя не имеется.
Кроме того, ГУ МЧС России по Челябинской области и ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" являются разными юридическими лицами, имеющими различные адреса местонахождения и разные единоличные исполнительные органы (л.д. 34-45, 89-107). Согласно Положению о ГУ МЧС России по Челябинской области начальник ГУ МЧС назначает на должность и освобождает от должности военнослужащих, сотрудников, государственных служащих и работников, в соответствии с Уставом ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" начальник учреждения назначает на
должность и освобождает от должности сотрудников и работников учреждения.
Таким образом, начальник ГУ МЧС России по Челябинской области не обладал полномочиями по предложению вакантных должностей работников в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области", поскольку ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" является иным юридическим лицом, в котором правом назначения на должность и освобождения от должности обладает начальник учреждения.
Статьей 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлены возрастные ограничения для сотрудников, имеющих специальные звания старшего начальствующего состава, которые могут состоять на службе до достижения возраста 45 лет.
Согласно сведениям о вакантных должностях по ГУ МЧС России по Челябинской области на 31 марта 2015 года, в ГУ МЧС ГУ МЧС России по Челябинской области имелись вакантные должности внутренней службы и государственной гражданской службы (л.д. 149-151).
Как усматривается из материалов дела, на момент увольнения Чащин А.Н. достиг предельного возраста нахождения на службе - **** лет, выслуга лет составляет - 29 лет.
Согласно копии диплома серии ****, в 1994 году Чащин А.Н. окончил обучение в **** по специальности ****.
Вместе с тем, согласно ответу на запрос ЮУрГУ от 08.06.2015, диплом серии **** не выдавался, Чащин А.Н. в списках выпускников за 1994 год не значится.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец факт неполучения диплома о высшем образовании не отрицал.
Таким образом, имевшиеся вакантные аттестованные должности сотрудников, связанные со службой в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, не могли быть предложены Чащину А.Н. по двум причинам: в связи с достижением предельного возраста и отсутствием высшего образования, вакантные аттестованные должности требовали наличие высшего образования.
Вакантные должности работников в ФГБУ "ПТЦ ФПС по Челябинской области" работодатель истца - начальник Главного управления МЧС России
по Челябинской области не уполномочен предлагать, поскольку ПТЦ является другим юридическим лицом, работодателем которого выступает начальник ПТЦ.
Кроме того, истец не указывал ни в суде первой инстанции, не в суде апелляционной инстанции какую вакантную должность он согласен занять.
Поскольку суд первой инстанции, восстанавливая истца, не принял во внимание, что служба в органах противопожарной службы предопределяет специальный правовой статус сотрудников и в связи с этим наличие особенностей при увольнении сотрудников, не учел, что у истца наступил предельный возраст службы и имеется выслуга лет для назначения пенсии, у работодателя отсутствует обязанность предлагать все имеющиеся вакантные должности, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чащина А.Н. о восстановлении на службе, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 19 июня 2015 года отменить в части восстановления на работе. Принять в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Чащину А.Н. о восстановлении на работе отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.