Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2015 г. по делу N 11а-11093/2015
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Загайновой А.Ф., судей Смолина А.А., Зариповой Ю.С. при секретаре Бурцеве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 25 июня 2015 года по административному исковому заявлению администрации Ашинского муниципального района Челябинской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ашинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава - исполнителя Ашинского городского отдела судебных приставов (далее Ашинский ГОСП) от 04 мая 2015 года, до **** рублей.
В обоснование требований указала, что 05 августа 2014 года вынесено судебное решение, в соответствии с которым на администрацию района возложена обязанность по предоставлению А.Р.У. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее **** кв.м, за счет средств областного бюджета. Постановлением от 29 октября 2014 года судебный пристав -исполнитель Ашинского ГОСП Моисеенко Ю.П. возбудила исполнительное производство. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения постановлением от 04 мая 2015 года с администрации района был взыскан исполнительский сбор в размере **** рублей. Считает, что в соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ "Об исполнительском сборе" размер сбора может быть снижен в пределах, установленных действующим законодательством, поскольку их вины в несвоевременном исполнении решения суда нет. Существенными обстоятельствами для снижения исполнительского сбора, полагает, являются высокая рыночная стоимость жилых помещений,
превышающая стоимость, установленную постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", которой органы местного самоуправления должны руководствоваться при приобретении жилья за счет средств бюджета; длительность процесса приобретения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; принятие мер по приобретению жилья; исполнение решение суда.
Представитель администрации Ашинского муниципального района Челябинской области Баглаева Е.И. поддерживала заявленные требования.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области Романенкова Н.Н. считала требования не подлежащими удовлетворению, указав, что отсутствие необходимых денежных средств, жилых помещений к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам не отнесится.
Судебный пристав - исполнитель Ашинского ГОСП Манкеева Л.В. в судебном заседании участия не принимала.
Решением суда требования администрации Ашинского муниципального района удовлетворены, исполнительский сбор, взысканный с Администрации Ашинского муниципального района по постановлению судебного пристава-исполнителя уменьшен до **** рублей.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области просит отменить решение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что поскольку в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа администрацией района исполнены не были, имелись законные основания для взыскания с нее исполнительского сбора. Суд не учел, что доказательств отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного листа им представлено не было, а отсутствие денежных средств, необходимых жилых помещений оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не дает.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, исходя из доводов, изложенных в
апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор для должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 указанного Закона).
Частью 7 статьи 112 Закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 29 октября 2014 года судебным приставом - исполнителем Ашинского ГОСП Моисеенко Ю.П. на основании исполнительного листа, выданного Ашинским городским судом Челябинской области о возложении на администрацию Ашинского муниципального района обязанности предоставить А.Р.У. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее **** кв.м. в г. Аша за счет средств бюджета Челябинской области, возбуждено исполнительное производство N 37491/14/74034-ИП. При этом должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере **** рублей. Копия постановления получена должником 07 ноября 2014 года.
13 ноября 2014 года в адрес старшего судебного пристава Ашинского ГОСП администрацией Ашинского муниципального района было направлено письмо, в котором сообщалось о проведении в период с 22 сентября по 29 октября 2014 года 8 открытых аукциона в электронной форме на покупку жилых помещений в муниципальную собственность, для предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В связи с неисполнением без уважительных причин в установленный срок требований исполнительного листа в добровольном порядке судебный пристав - исполнитель Ашинского ГОСП Моисеенко Ю.П. 04 мая 2015 года вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере **** рублей.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, правильно применив положения ФЗ "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора. При этом, суд первой инстанции принял во внимание степень вины администрации Ашинского муниципального района, принятие ею всех зависящих от нее мер для исполнения решения суда ( в период с 05 августа 2014 года по 31 марта 2015 года Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района было провел 16 открытых аукционов в электронной форме), а также имущественное положение должника (Ашинский муниципальный район является высокодотационным районом).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим мотивам.
Так, Администрацией Ашинского муниципального района, со дня вынесения решения суда до возбуждения исполнительного производства предпринимались действенные меры для исполнения судебного акта (первый аукцион был проведен 08 сентября 2014 года). Однако, такая возможность не была реализована в силу объективных обстоятельств, поскольку проведение таких аукционов должно осуществляться с соблюдением процедур, порядка и сроков, установленных ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, и является длительным процессом.
Решение суда предусматривало предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Челябинской области, распорядителем которых администрация Ашинского муниципального района не является. При этом расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов и носит
строго целевой характер. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.
При разрешении дела судом первой инстанции правильно принято во внимание отсутствие у Администрации Ашинского муниципального района необходимого жилого помещения и значительное количество лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Данные обстоятельства исключали возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок, что существенно снижает степень вины должника.
Кроме того, подлежит учету и то обстоятельство, что решение суда было исполнено в полном объеме - 20 апреля 2015 года с А.Р.У. был заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Администрация Ашинского муниципального района в полной мере выполнила обязанность доказывания по делу. Исследованные доказательства и установленные обстоятельства в совокупности обоснованно положены в основу принятого решения с удовлетворением иска. Законность постановления о взыскании исполнительского сбора по делу не оспаривается и не является предметом его рассмотрения.
Судебное решение является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 31 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.