Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Скрябиной СВ.,
Зеленовой Е.Ф., Козиной Н.М.,
Терюшовой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года в г. Челябинске гражданское дело по иску Бражниковой С.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области о назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бражникова СВ. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске (далее по тексту - УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении периода работы в специальный стаж в льготном порядке, возложении обязанности назначить пенсию по старости со дня обращения за ней.
В обоснование требований указала, что 30 марта 2015 года, полагая, что выработала необходимый стаж, так как осуществляла лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако ответчик отказал в удовлетворении ее заявления по причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ, при этом включил в ее стаж период работы в должности
**** с 17 августа 1981 года по 23 августа 1987 года в календарном, а не в льготном исчислении как 1 год за 1 год и шесть месяцев. С указанным решением пенсионного органа она не согласна, поскольку льготный порядок исчисления стажа к данному периоду работы предусмотрен действующим законодательством, не применив который, ответчик нарушил ее право на досрочное пенсионное обеспечение.
В судебном заседании суда первой инстанции истец поддержала исковые требования.
Представитель ответчика Стефанюк А.У., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав, что льготное исчисление периодов работы в палате реанимации и интенсивной терапии стационаров, а также времени нахождения в отпусках по беременности и родам и в отпусках по уходу за ребенком не предусматривалось ранее действующим законодательством, а именно Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое действовало в период работы истца в качестве медсестры в палате реанимации и интенсивной терапии.
Решением суда исковые требования Бражниковой СВ. были удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в ее специальный медицинский стаж в льготном исчислении периоды работы: с 17 августа 1981 года по 14 октября 1983 года, с 28 июня 1985 года по 11 сентября 1986 года, с 11 октября 1986 года по 10 февраля 1987 года, с 22 февраля 1987 года, с 22 февраля 1987 года по 26 июля 1987 года, с 01 августа 1987 года по 23 августа 1987 года, в календарном исчислении - период с 30 марта 2015 года по 20 апреля 2015 года и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 апреля 2015 года. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик требует отмены решения суда в связи с нарушением судом норм материального права. Настаивает на том, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж Бражниковой СВ. в льготном исчислении в соответствии с ранее действующим законодательством. Применение в отношении данного периода Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, считает нецелесообразным, поскольку это приведет к переоценке остальных периодов, зачтенных в специальный стаж истца в соответствии с нормами ранее действующего законодательства.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились при надлежащем извещении, о причине неявки не сообщили. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание без их участия.
В силу частей первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части второй этой же статьи вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
В целях необходимости проверки правильности применения при разрешении возникшего спора судом первой инстанции норм пенсионного законодательства и защиты пенсионных прав Бражниковой СВ. судебная коллегия считает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и письменных возражений истца при проверке материалов дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы пенсионного органа, но по причине неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не может признать законным и обоснованным его решение в части отказа в удовлетворении исковых требований Бражниковой СВ. о признании решения ответчика от 10 апреля 2015 года незаконным, включении в ее специальный стаж в льготном исчислении периода нахождения ее в отпуске по беременности и родам, когда она являлась ****, а также в части отказа в назначении пенсии с 30 марта 2015 года.
Так, судом было установлено и подтверждается материалами дела, что 30 марта 2015 года Бражникова СВ. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 53-54).
Решением от 10 апреля 2015 года N 24695/15 истцу было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 64).
При этом согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР от 10 апреля 2015
года N 207 (л.д. 65-67) в ее стаж на соответствующих видах работ были засчитаны следующие периоды работы: с 17 августа 1981 года по 11 сентября 1986 года, с 11 октября 1986 года по 26 июля 1987 года, с 01 августа 1987 года по 23 августа 1987 года в качестве ****; с 20 ноября 1989 по 30 сентября 1993 года в качестве ****; с 31 января 1997 года по 11 июня 1997 года в качестве ****, с 12 июня 1997 года по 14 ноября 1999 года, с 27 ноября 1999 года по 14 сентября 2000 года, с 16 сентября 2000 года по 31 июля 2011 года, 04 августа 2011 года по 12 сентября 2011 года, с 17 сентября 2011 года по 12 ноября 2013 года, с 16 ноября 2013 года по 17 ноября 2013 года, с 21 ноября 2013 года по 29 декабря 2013 года, с 01 января 2014 года по 30 марта 2015 года в качестве ****. При этом все указанные периоды включены в специальный стаж истца в календарном исчислении.
В специальный стаж истца ответчиком не засчитан период работы **** с 01 октября 1993 года по 16 сентября 1994 года, а также время нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы.
По расчету ответчика продолжительность стажа на соответствующих видах работ составила 27 лет 10 месяцев 17 дней, при требуемом стаже 30 лет.
Как следует из трудовой книжки истца, она в период с 17 августа 1981 года по 23 августа 1987 года работала в ****, с 21 ноября 1989 года по 16 сентября 1994 года ****, с 31 января 1997 года по 11 июня 1997 года ****, с 12 июня 1997 года по настоящее время работает ****(л.д. 7-11, 79-83).
Согласно справке МУЗ "****" от 03 июля
2015 года (л.д. 77) Герасимова (в замужестве Бражникова) СВ. работала в указанном медицинском учреждении **** с 17 августа 1981 года по 23 августа 1987 года. В справке также указано, что за время работы ей предоставлялись периоды, которые не засчитываются в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения: декрет (так в справке) с **** года по **** года, отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до **** года с **** года по **** года, отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до **** лет с **** года по **** года, отпуска без сохранения заработной платы с 12 сентября 1986 года по 10 октября 1986 года, с 11 февраля 1987
года по 21 февраля 1987 года, с 27 июля 1987 года по 31 июля 1987 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы в качестве **** с 17 августа 1981 года по 14 октября 1983 года, с 28 июня 1985 года по 11 сентября 1986 года, с 11 октября 1986 года по 10 февраля 1987 года, с 22 февраля 1987 года, с 22 февраля 1987 года по 26 июля 1987 года, с 01 августа 1987 года по 23 августа 1987 года с применением льготного исчисления один год работы за один год и шесть месяцев.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений части третьей статьи 35 указанного закона - при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября
1991 г. N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 roflaN 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января
1992 года (пункт "н").
В силу пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте"н" пункта 1 настоящего постановления, -применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 -для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (пункт "в").
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
В разделе "Наименование структурных подразделений" Перечня указаны отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной
терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка (в том числе больницы).
В разделе "Наименование должностей" Перечня содержатся медицинские сестры палатные, в том числе старшие.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, не предусматривало льготного порядка исчисления стажа медицинским сестрам палатным палат реанимации и интенсивной терапии, как и другим специалистам отделений хирургического профиля и отделений анестезиологии и реанимации.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" было предусмотрено исчисление сроков выслуги по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
При этом Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, было предусмотрено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (отделения хирургического профиля, отделения анестезиологии и реанимации, палаты реанимации и интенсивной терапии), один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В связи с тем, что ранее, до введения нового правового регулирования (до 01 января 2015 года), исчисление специального стажа врачей и среднего медицинского персонала отделений хирургического профиля и отделений анестезиологии и реанимации (палат реанимации и интенсивной терапии)
' 1.
9 '
производилось в льготном исчислении, независимо от того, осуществлялась указанная деятельность до 01 января 1992 года или после, то применение в настоящее время для указанных специалистов, осуществлявших свою деятельность в отделениях хирургического профиля и отделениях анестезиологии и реанимации до 01 января 1992 года, правил исчисления стажа, установленных Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, приведет к необоснованному ограничению их пенсионных прав.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, необходимо учесть, что положения статьи 6 (часть вторая), статьи 15 (часть четвертая), статьи 17 (часть первая), статей 18, 19 и статьи 55 (часть первая) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы истца в должности **** не могут быть засчитаны в ее специальный стаж в льготном исчислении, является несостоятельными, а применение к этому периоду Правил, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, не противоречит основам законодательства и не приведет к переоценке остальных периодов работы истца, зачтенных в специальный стаж в соответствии с нормами ранее действующего законодательства, а именно, исключению из специального стажа периода работы истца в должности патронажной медицинской сестры отдела детских учреждений ММК (с 20 ноября 1989 года по 30 сентября 1993 года).
Вместе с тем, отказывая истцу во включении в ее специальный стаж для целей досрочного пенсионного обеспечения в льготном исчислении периода нахождения ее в отпуске по беременности и родам с **** года по **** года, суд указал, что ни Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
10 ' в? . в? '
просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрен льготный порядок исчисления специального стажа во время нахождения работника в отпуске по беременности и родам.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что порядок подсчета специального стажа определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, которые также применяются в настоящее время в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Пунктом 5 указанных Правил, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 165 КЗоТ РСФСР, действовавшего в период спорных правоотношений, женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. В случае ненормальных родов или рождения двух и более детей отпуск после родов предоставляется продолжительностью семьдесят календарных дней.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по государственному социальному страхованию, а в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также
подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку в отпуске по беременности и родам истец находилась, будучи палатной медицинской сестрой палаты реанимации и интенсивной терапии больницы, то время нахождения ее в указанном отпуске подлежало включению в специальный стаж в льготном исчислении.
При включении указанного периода в специальный стаж Бражниковой СВ. дополнительно к тому периоду, который был зачтен судом первой инстанции в стаж истца на соответствующих видах работ, его продолжительность на день обращения в пенсионный орган составляла более 30 лет, поэтому предоставляла право на назначение досрочной страховой пенсии по старости (27 лет 10 месяцев 6 дней (засчитанных ответчиком) + 2 года 1 месяц 4 дня (засчитанных судом первой инстанции) + 2 месяца 3 дня (отпуск по беременности родам)).
При таких обстоятельствах вывод суда о законности решения пенсионного органа от 10 апреля 2015 года об отказе в установлении истцу пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ и возможности назначения пенсии с 20 апреля 2015 года является ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, а потому подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Бражниковой СВ. в указанной части.
Кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении дела не был разрешен вопрос о судебных расходах.
Согласно представленной в материалы дела квитанции истцом при обращении в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 2). В соответствии с требованиями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 09 июля 2015 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Бражниковой СВ. о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с 30 марта 2015 года отменить.
Принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным решение Государственного учреждения
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области от 10 апреля 2015 года об отказе в назначении Бражниковой С.В. страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Включить в целях досрочного пенсионного обеспечения в специальный стаж Бражниковой С.В. в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) период с 15 октября 1983 года по 20 февраля 1984 года, что соответствует 2 месяцам 3 дням.
Возложить на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области обязанность назначить Бражниковой С.В. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30 марта 2015 года.
Дополнить резолютивную часть решения.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области в пользу Бражниковой С.В. в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины **** руб.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.