Апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 22 сентября 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
судей Майоровой Е.Н., Зариповой Ю.С.,
при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 22 сентября 2015 года административное дело по заявлению прокурора Троицкого района Челябинской области об оспаривании решения Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области с апелляционными жалобами Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и Главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области на решение Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года.
В суд апелляционной инстанции явилась прокурор Прокуратуры Челябинской области Минкина Л.В.
Прокурор Троицкого района Челябинской области, представители Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, Избирательной комиссии Челябинской области и Избирательной комиссии Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, глава Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещение о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб получили, заявлений о причинах неявки в судебное заседание и ходатайств не поступило.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Троицкого района Челябинской области обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 17.06.2015 года N ***"О праве на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района
Челябинской области и депутатов Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области", которое опубликовано в газете "***" от 23.06.2015 года, указав на то, что назначение выборов главы сельского поселения на 13.09.2015 года противоречит требованиям ст. ст. 25, 26 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", которые предусматривают иной порядок избрания главы сельского поселения, а именно - представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных по результатам решения конкурсной комиссии. Прокурор просил признать оспариваемое решение в части назначения выборов незаконным со дня принятия и обязать Совет депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области внести изменения в решение N ***от 17 июня 2015 года путем исключения нормы о назначении выборов главы поселения не позднее 10 дней с момента вступления решения в законную силу, опубликовать решение об отмене выборов в официальном печатном издании - в газете "***". В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и избирательной комиссии Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области Гурман Ю.А. и глава Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области Гуцуляк Н.В в судебном заседании с требованиями прокурора не согласились, поскольку оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству -Конституции РФ, Федеральному Закону от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку состав структуры органов местного самоуправления является компетенцией этих органов. Закон Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" противоречит Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральному Закону от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ограничивает право местного самоуправления на определение структуры самоуправления, включающей в себя порядок формирования её органов.
Избирательная комиссия Челябинской области своего представителя в судебное заседание не направила, представила письменный отзыв, в котором
просила рассмотреть дело без их участия в судебном заседании и удовлетворить требования прокурора.
Суд постановил решение, которым удовлетворил заявление прокурора Троицкого района частично, признал решение Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 17.06.2015 года N ***"О праве на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и депутатов Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области" в части назначения выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области недействующим со дня принятия, в удовлетворении заявления прокурора Троицкого района Челябинской области о возложении обязанности на внесение изменений в оспариваемое решение представительного органа путем исключения норм о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области суд отказал, обязал опубликовать решение суда в официальном средстве массовой информации и взыскал с Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области государственную пошлину в местный бюджет в сумме *** рублей.
В апелляционной жалобе Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и апелляционной жалобе Главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным истолкованием судом норм материального права и неприменением норм материального права, подлежащих применению, о вынесении по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных им требований. Решение принято в соответствии с Уставом Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области до введения в действие Закона Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" и соответствует положениям ст.ст. 2, 3, 18, п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 55, ст.ст. 130, 131, 133 Конституции РФ, Закону Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" в редакции от 26 февраля 2015 года, ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ч.3.1 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Вывод суда, изложенный в решении о том, что Закон Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования
организации местного самоуправления в Челябинской области" не относится к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку касается организации органов местного самоуправления, противоречит ст. ст. 130, 131 и 132 Конституции РФ, предусматривающей право гражданина в осуществлении местного самоуправления, и не учитывает положения ч.З ст. 3 Конституции РФ о свободных выборах как о высшем непосредственном выражении власти народа и необходимости применения Конституции РФ при разрешении дела. Кроме того, суд не учел, что Совет депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по существу спора.
Как следует из материалов дела, представительным органом Советом депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области принято решение от 17.06.2015 года N ***"О праве на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и о назначении выборов главы Родниковского сельского поселения и депутатов Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого района Челябинской области", которым на 13 сентября 2015 года назначены прямые выборы главы сельского поселения. Решение официально опубликовано в газете "***" 23.06.2015 года.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Законодательным собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", который опубликован 11 июня 2015 года на интернет-портале правовой информации *** и в газете "***", N *** от 13 июня 2015 года (спецвыпуск N***).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закон Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования
организации местного самоуправления в Челябинской области" закон вступил в силу со дня официального опубликования, т.е. с 11 июня 2015 года.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 года N 136-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", законность которой оспаривается заявителями, предусмотрено, что главы муниципального района, городского и сельского поселений Челябинской области избираются представительными органами муниципальных образований из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент вынесения Советом депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области Закон Челябинской области исключал возможность избрания глав сельских поселений на муниципальных выборах и устанавливал иной порядок их избрания, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение представительного органа сельского поселения в оспариваемой части противоречит ст. 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области", которая имеет большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области о нарушении судом норм материального и процессуального права, неправильном истолковании судом норм материального права и неприменении судом норм материального права, подлежащих применению, не могут служить основанием для отмены постановленного решения относительно требования прокурора об оспаривании в части нормативного акта органа местного самоуправления, поскольку они противоречат материалам дела и основаны на ошибочном применении действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводом авторов апелляционных жалоб о том, что решение принято в
соответствии с Уставом Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области до введения в действие Закона Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" и соответствует положениям ст.ст. 2, 3, 18, п. 2 ст. 32, п. 2 ст. 55, ст.ст. 130, 131, 133 Конституции РФ, Закону Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" в редакции от 26 февраля 2015 года, ст. 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ч.3.1 ст. 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что Закон Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" не относится к нормативным правовым актам по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку касается организации органов местного самоуправления.
Положения ч.З ст. 3, ст.ст. 130, 131 и 132 Конституции РФ, на которые ссылаются авторы апелляционных жалоб, непосредственно не предусматривают и не устанавливают порядка формирования органов местного самоуправления в РФ.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Положения Конституции РФ, касающиеся вопросов местного самоуправления, получили свое развитие в федеральных законах и в принятом в соответствии с федеральным законодательством региональном законодательстве.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" раскрывает понятие органа местного самоуправления, согласно которой органы местного самоуправления это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливает порядок реализации гражданами РФ права на осуществление местного самоуправления, а именно - посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания не применять положения Закона Челябинской области от 11.06.2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" при разрешении данного спора.
Такой подход соотносится с положениями Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, устанавливающей демократические стандарты в области местного самоуправления, но не преследующей при этом цель их универсального распространения на все возможные территориальные уровни самоуправления, формирующиеся на основе исторических и иных традиций в рамках национальных правовых систем. Статья 3 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает, что местное самоуправление предполагает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; оно осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, которые могут иметь подотчетные им исполнительные органы.
Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти; они находятся в системе государственно-властных отношений; действуют в русле единой государственной политики; могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти -народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и
методы деятельности.
Судебная коллегия также учитывает, что решением Челябинского областного суда от 11 августа 2015 г. по гражданскому делу по заявлениям Гуцуляка Н.В., Сулейманова З.Г. и Гурмана Ю.А. о признании недействующей с момента принятия статьи 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" заявителям было отказано в удовлетворении заявленных требований. Решение суда не было обжаловано и опротестовано и вступило в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб в части отсутствия оснований для взыскания с Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области государственной пошлины, поскольку п. 19 ч.1 ст. 333.36 налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), и исключении из резолютивной части решения указания на взыскание государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицкого районного суда Челябинской области от 20 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Совета депутатов Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и Главы Родниковского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.