Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью ( / / )22 об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО ( / / )15 обратилось в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование указало, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ... Кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП по состоянию на ( / / ) в размере ( / / ) рублей. Данная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету оценщика на вышеуказанную дату составляет ( / / ) рублей. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с его рыночной стоимостью нарушает права ООО ( / / )17, поскольку ведет к необоснованному увеличению земельного налога.
ООО ( / / )18 просило определить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, а именно в сумме ( / / ) рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ( / / )7 заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ( / / )8 вопрос об удовлетворении заявленных требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не оспаривает отчет оценщика о рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, полагая, что он соответствует законодательству, поскольку имеется положительное экспертное заключение на него.
Представитель Администрации Арамильского городского округа ( / / )9 с заявленными требованиями не согласился, указал, что они не подлежат удовлетворению, поскольку это приведет к снижению доходов бюджета городского округа. Достоверность отчета о рыночной стоимости земельного участка не оспаривал, полагая его соответствующим законодательству.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве представитель указала, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка определена постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 года N 695-ПП.
Представитель Правительства Свердловской области также в настоящее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В отзыве представитель Правительства Свердловской области указал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как кадастровая оценка земельного участка проведена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отсутствуют нарушения законодательства при внесении в государственный кадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей Правительства Свердловской области и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Статья 24.18 названного федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицом в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в том случае, если соответствующая комиссия по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонила заявление о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный законом срок.
Как видно из представленных административным истцом документов, ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: ... Данный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: под производственную базу (л.д. 10).
Кадастровая стоимость этого земельного участка определена по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на ( / / ) постановлением Правительства Свердловской области от 07 июля 2011 года N 695-ПП в размере ( / / ) рублей (л.д. 8).
Административный истец оспорил указанную кадастровую стоимость по мотиву установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости, обратившись ( / / ) с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (л.д. 11-12). Но его заявление фактически не было рассмотрено (л.д.13-14).
Являясь собственником земельного участка, ООО ( / / )19 в силу статей 388-389 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, который согласно статье 390 названного кодекса определяется исходя из кадастровой стоимости этого земельного участка.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивают права ООО ( / / )20, поскольку влияют на величину уплачиваемого им земельного налога. При этом, административный истец, выполнив, установленную законом процедуру досудебного урегулирования данного вида споров, исходя из вышеприведенных требований статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка.
Определение рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской федерации является основанием для установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом резолютивная часть решения суда должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости (часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, отвечающим требованиям статьи 4 названного федерального закона. Результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете оценщика об оценке земельного участка.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленной законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка суду представлен отчет N от ( / / ) об оценке его рыночной стоимости, согласно которому рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на ( / / ), то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, равна ( / / ) рублям (л.д.16-131).
Названный отчет выполнен лицом, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою ответственность оценщика (л.д.126-128). Следовательно, отчет выполнен лицом, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Оценивая отчет, суд приходит к выводу, что его содержание отвечает требованиям вышеназванного федерального закона, а также федеральным стандартам оценки.
Так, в соответствии с требованиями пункта 6 ФСО N 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, названный отчет пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком, а также директором юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор. Кроме того, отчет скреплен печатью этого юридического лица.
Осуществляя оценку, оценщик собрал информацию об объекте оценки, получив правоустанавливающие документы на земельный участок (подпункт В пункта 18 ФСО N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256). По результатам анализа данных об оцениваемом земельном участке определен сегмент рынка, к которому он относится, проанализирован этот сегмент рынка (пункт 11 ФСО N 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611).
В своем отчете, в соответствии с пунктом 20 ФСО N1 оценщик обосновал отказ от использования затратного и сравнительного подходов к оценке.
При оценке земельного участка с применением сравнительного подхода, среди предложений на рынке о продаже земельных участков были выбраны предложения о продаже объектов-аналогов, то есть земельных участков наиболее сходных с объектом оценки. Для сравнения выделены ценообразующие факторы (элементы сравнения): передаваемые имущественные права, условия финансирования и условия оплаты, условия совершения сделки, дата продажи, местоположение, масштаб (площадь) земельного участка, наличие коммуникаций, категория и вид разрешенного использования земельных участков. Выявленные различия объектов-аналогов по сравнению с оцениваемым земельным участком в дальнейшем скорректированы путем введения соответствующей величины корректировки.
Результаты оценки с применением сравнительного подхода согласованы, выведена итоговая рыночная стоимость 1 кв. м оцениваемого земельного участка - ( / / ) рублей, после чего определена рыночная стоимость всего земельного участка в размере ( / / ) рублей (с учетом округления).
Указанные действия оценщика согласуются с требованиями пунктов 14, 22, 27 ФСО N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 256, пункта 22 ФСО N 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611.
Текст отчета имеет ссылки на источники информации о предложениях продажи объектов-аналогов, содержащие сведения об их стоимости, виде передаваемых прав, площади земельных участков, и иные, позволяющие отнести их к категории земель населенных пунктов, к виду разрешенного использования - под объекты промышленности. Такой вид разрешенного использования, исходя из содержания пункта 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства Экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, позволяет отнести объекты-аналоги и объект оценки к одному виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Тот факт, что один из объектов-аналогов предлагался к продаже на рынке на праве аренды, а не на праве собственности, как иные, в данном случае, по мнению суда, не свидетельствует о необоснованности отчета, поскольку к продаже предлагалось право аренды на ( / / ) лет, что по основным правовым последствиям (владение и пользование земельным участком в течение длительного времени) существенно не отличается от правомочий собственности.
Соответствие отчета о рыночной стоимости земельного участка законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждается положительным экспертным заключением на отчет, выполненным экспертом саморегулируемой организации оценщиков (л.д.132-142).
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, указанных в вышеприведенном отчете оценщика. Не представлено и никаких доказательств, свидетельствующих о несоответствии отчета требованиям законодательства.
Оценивая все изложенное, суд приходит к выводу о достоверности величины рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, указанной в представленном суду отчете оценщика.
Таким образом, рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на ( / / ) составляет ( / / ) рублей. Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - ( / / ) (л.д. 11).
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с ( / / ) и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Порядок применения этой кадастровой стоимости для иных целей регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Поскольку обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования общества с ограниченной ответственностью ( / / )21 удовлетворить.
Установить на период с ( / / ) и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ( / / ) кв.м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под производственную базу, расположенного по адресу: ... , в размере ( / / ) рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на ( / / ).
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать ( / / ).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда.
Судья (подпись).
Копия верна.
судья Шумков Е.С.
секретарь Четина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.