Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Суханкина А.Н.,
судей Ильясовой Е.Р., Мехонцевой Е.М.,
при секретаре Фоминой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баласаняна В.Л. к Территориальному управлению по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрации Режевского городского округа, о признании права на предоставление земельного участка, о признании незаконными бездействия Администрации Режевского городского округа; отказа начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в предоставлении земельного участка; несовершения начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа действий по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка; несовершения действий Администрацией Режевского городского округа по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка; оснований, приведенных начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в обоснование бездействия в письме от 21.01.2015; об обязании начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацию Режевского городского округа совершить действия по утверждению заявления о предоставлении земельного участка, по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка, о компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе истца на решение Режевского городского суда Свердловской области от 08.06.2015.
Заслушав доклад судьи Мехонцевой Е.М., объяснения представителя истца по ордеру адвоката Ситникова О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баласанян В.Л. обратился с вышеуказанным иском к Территориальному управлению по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрации Режевского городского округа.
В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в с. Останино Режевского района много лет, с согласия местной власти пользуется землей в районе дома N.
В адрес ответчиков им было направлено письмо-заявление о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, площадь, местоположение и значимые характеристики приведены в имеющемся деле по результатам работ для определения границ земельного участка.
Площадь участка соответствует выбранной цели использования, определена с учетом существующих нормативов и фактического использования, поскольку он в указанном месте давно высаживает картошку. Он получил ранее согласие на выделение земли, площадью 20 соток, площадь ему велели такую указать. Когда стали измерять участок, то его площадь составила 3924 кв. метра, и в указанных границах он просит предоставить ему землю. Из ответа начальника ТУ по с. Останино стало известно, что необходимое для оформления документов межевание он не подпишет, так как, по его мнению, земли много. Однако данный ответчик не вправе определять, сколько необходимо земли выделять, и его позиция не мотивирована и незаконна, не соответствует ст. 15,29,34 ЗК РФ.
С учетом увеличения исковых требований Баласанян В.Л. просил: признать за ним право на предоставление земельного участка, площадью более 2000 кв. метров в с. Останино Режевского района Свердловской области для ведения личного подсобного хозяйства, признать незаконными и нарушающими его права бездействие Администрации Режевского городского округа по ненаправлению ответа по обращению; отказ начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в предоставлении испрошенного земельного участка; несовершение действий начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацией Режевского городского округа по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка; основания, приведенные начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в обоснование своего бездействия в письме от 21.01.2015; об обязании начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацию Режевского городского округа совершить действия по утверждению заявления о предоставлении земельного участка, по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка; взыскать в свою пользу в счет возмещения морального вреда с каждого ответчика по 7000 рублей.
Оспариваемым решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, поддержал доводы, изложенные в иске.
Указал на необоснованность вывода суда о том, что право истца на предоставление ему спорного земельного участка не возникло и не подлежит защите, настаивает на существовании возможности предоставления ему испрошенного земельного участка в заявленной площади, непредоставлении доказательств обратного.
Истец и представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом направлением уведомлений по почте 21.08.2015. С учетом мнения представителя истца и положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав истца и представителя третьего лица, обсудив доводы жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Из материалов дела следует, что 15.10.2014 Баласанян В.Л. обратился к начальнику Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа с заявлением, адресованным и.о. Главы Администрации Режевского городского округа, о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ... , площадью 20 соток.
На заявлении указано о согласовании такого предоставления отделом архитектуры и градостроительства администрации Режевского городского округа.
По заявлению Баласаняна В.Л. в 2014 году проведено межевание земельного участка по адресу: ... , площадь участка составила по материалам межевого плана 3924 кв. м.
Истец обратился вновь 15.01.2015 к начальнику Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа с заявлением, адресованным и.о. Главы Администрации Режевского городского округа, о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ... , площадью 3924 кв.м. с приложением указанного межевого плана.
В ответе от 21.01.2015 начальник Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа сообщил о состоявшемся согласовании выделения истцу земельного участка размером 2000 кв.м, указал о том, что, несмотря на такое согласование, истец отмежевал большую площадь, информировал о планировании предоставления соседнего участка очередному заявителю, нуждающемуся в земельном участке.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до 01.03.2015 был определен в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной правовой норме граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные положения предусмотрены Положением о порядке предоставления, использования и изъятия земельных участков на территории Режевского городского округа, утвержденным решением Режевской Думы от 20.04.2011.
Согласно п.2.1 Положения для приобретения прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством (ведение садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства и др.), граждане и юридические лица обращаются к Главе Администрации Режевского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка. В заявлении указывается Ф.И.О. и адрес заявителя, цель, для которой предполагается использовать земельный участок, местоположение и размер земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Заявления принимаются специалистами Управления и регистрируются в книге учета поступивших заявлений. К заявлению прилагается кадастровый план земельного участка, если участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Исходя из того, что уполномоченным органом местного самоуправления начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа установленный в срок были приняты решения по вопросам предоставления земельных участков заявителю: о согласовании предоставления участка площадью 2000 кв.м. и отказе в согласовании предоставления истцу участка площадью 3 924 кв.м., суд обоснованно пришел к выводу, что начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа Администрацией городского округа Первоуральск не допускалось незаконное бездействие.
Судом обоснованно отклонены доводы о незаконности бездействий Администрации Режевского городского округа, поскольку истец с соответствующим заявлением в указанный орган муниципальной власти не обращался.
Проверяя в пределах доводов жалобы решение суда в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка площадью более 2000 кв.м., об обязании начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацию Режевского городского округа совершить действия по утверждению заявления о предоставлении земельного участка, по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в указанной части также не усматривает.
В силу п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи.
Исходя из положений ч.1 ст.7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка: вид объекта недвижимости, кадастровый номер и дата его внесения в ГКН, описание местоположения границ, площадь.
На основании ч.ч.7, 9 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует нормы предоставления земельных участков (образуемых земельных участков). В частности, пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением главы Администрации Режевского городского округа от 07.12.2006 N1474 установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в аренду для личного подсобного хозяйства от 500 до 5500 кв. метров.
Истец настаивает на наличии у него права на предоставление ему земельного участка площадью больше 2000 кв.м только на основании установленных предельных минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для личного подсобного хозяйства от 500 до 5500 кв. м.
Принимая во внимание то, что доказательства права на предоставление истцу земельного участка определенной площадью не названы, судом не установлены, такая обязанность предоставления истцу участка определенной им площади у органа местного самоуправления отсутствует.
Довод истца о том, что он на указанном месте давно высаживает картошку, облагораживает землю, сам по себе не является основанием для предоставления ему участка в требуемом размере. Судом первой инстанции верно установлено отсутствие права на пользование спорным земельным участком.
Право истца на предоставление ему в аренду земельного участка в заявленной им площади не возникло и потому не подлежит защите. Учитывая изложенное, суд верно указал об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права на предоставление земельного участка, площадью более 2000 кв. метров в с. Останино Режевского района Свердловской области для ведения личного подсобного хозяйства, признания незаконными отказа начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в предоставлении испрошенного земельного участка; несовершение действий начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацией Режевского городского округа по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка; основания, приведенные начальником Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа в обоснование своего бездействия в письме от 21.01.2015, об обязании начальника Территориального управления по селу Останино Администрации Режевского городского округа, Администрацию Режевского городского округа совершить действия по утверждению заявления о предоставлении земельного участка, по согласованию и выдаче схемы испрошенного земельного участка.
В связи с отсутствием нарушений прав истца, судом обоснованно не усмотрены основания для компенсации морального вреда.
Нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решение суда в апелляционном порядке в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Режевского городского суда Свердловской области от 08.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Суханкин А.Н.
Судьи: Ильясова Е.Р.
Мехонцева Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.