Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковалевой Т.И.,
судей
Седых Е.Г.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре Бакиной Т.М., рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску Губиной И.Г. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 10.07.2015 года.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губина И.Г. обратилась в суд с иском к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ...
о включении периодов работы в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В обоснование требований указала, что
( / / ) она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в ... за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в ... N от ( / / ) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Управлением Пенсионного фонда РФ в ... в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены периоды ее трудовой деятельности. В ( / / ) году она окончила полный курс ( / / ) по специальности ( / / ). На основании записей в трудовой книжке она ( / / ) принята в ( / / ) школу-интернат в качестве ( / / ) а с ( / / ) - ( / / ). Должность ( / / ) введена в ( / / ) школе-интернат в соответствии с приказом Государственного комитета ( / / )3 по народному образованию от 07.12.1987 года N 226. Исходя из приказа директора школы от ( / / ) года, она принята на работу в качестве ( / / ), а приказом от ( / / ) переведена ( / / ) школы. ( / / ) школа-интернат является учреждением здравоохранения, так как имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, что она работала в учреждении здравоохранения, поскольку одним из направлений деятельности школы-интерната являлось оказание лечебной помощи. Просит включить в специальный стаж периоды работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) ЦРБ ( / / ); с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) пункта ( / / ), курсы повышения квалификации; с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом; с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями (7вида); с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат".
Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от 10.07.2015 года исковые требования Губиной И.Г. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении в специальный трудовой стаж периодов работы, были удовлетворены.
Ответчик ГУ-УПФ РФ в ... с таким решением не согласился, принес апелляционную жалобу с просьбой решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом путем направления ( / / ) судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, истец Губина И.Г. извещена телефонограммой от ( / / ) года, а также лица, участвующие в деле, извещены путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.
Представитель ответчика об уважительных причинах своей неявки не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, при рассмотрении пенсионных дел подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы граждан, в случае если они предоставляли льготы и гарантии.
Судом первой инстанции было установлено, что ( / / ) Губина И.Г. обратилась в ГУ- УПФ РФ в ... с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением ответчика от ( / / ) в досрочном назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа лечебной деятельности. Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения составил
2 года 00 месяцев 22 дня.
В ( / / ) году истец поступила, а в ( / / ) году окончила ( / / ) по специальности ( / / ), что подтверждается копией диплома N, выданного ( / / ).
Судом первой инстанции в специальный стаж истца были включены следующие периоды работы: с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей фельдшерским пунктом ( / / ); с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом; с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение в данной части, ссылаясь на то, что должность заведующий фельдшерским пунктом в лечебных учреждениях не поименована ни одним из Списков, предусмотренных подп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665.
Судебная коллегия, проверяя обоснованность включения вышеуказанных спорных периодов в специальный стаж истца, приходит к следующему.
В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, также работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Аналогичные нормы содержались и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", действовавшим в период с 1 ноября 1999 года по 29 октября 2002 года, и в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" действовавшим до 29 октября 2002 года.
Пунктом 1 Постановления N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 1 данных Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривалось включение в стаж для назначения льготной пенсии работы в должностях врачей и других медицинских работников в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе, в здравпунктах, фельдшерских пунктах.
При этом пункт 3 Положения также предусматривал включение в специальный трудовой стаж работы на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.
Согласно положениям статьи 12 - 14 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должности медицинской сестры и заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра) в учреждениях, указанных в списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций, засчитываются в стаж работы в календарном исчислении.
Понятие здравпункт, его цели и задачи деятельности, были определены и применялись, при исчислении специального стажа лечебной деятельности, имевшего место до 1 ноября 1999 года Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395, согласно письма Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N N 3948/1-17, 06-25/8625.
В соответствии с пунктом 15 примечания Номенклатуры, "здравпункты" (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, N 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 1999 года, регистрационный N 1943).
Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения предусматривает средний медицинский персонал: заведующий "здравпунктом" - фельдшер (медицинская сестра).
Судом первой инстанции было установлено, что с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей фельдшерским пунктом ( / / ); с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом; с ( / / ) по ( / / ) в должности заведующей ( / / ) фельдшерским пунктом, а потому им обоснованно были зачтены данные спорные периоды в специальный стаж истца Губиной И.Г., поскольку очевидно, что в указанные периоды истец осуществлял лечебную деятельность.
Таким образом, доводы ответчика в данной части, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит необоснованными.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для включения периодов работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями (7 вида); с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", в специальный стаж истца по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии.
Вышеуказанные Правила, применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665.
На основании пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Следовательно, непременным условием зачета в льготный стаж является не только работа в должности, указанной в Списках, но обязательно и в учреждении, поименованном Списками. При этом перечень учреждений, указанный в Списках, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
До 31 декабря 2001 года (с 1 января 2002 года вступил в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 от 1991 года, действующим до 31.12.2001, предусматривалось досрочное пенсионное обеспечение среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности.
Согласно разделам "Наименование учреждений" Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 от 2002 года, к учреждениям, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся лечебно-профилактические учреждения различных видов (больницы, поликлиники, диспансеры и др.), учреждения социального обслуживания (социальный приют для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом - интернат для умственно отсталых детей; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью и др.).
Образовательные учреждения любых типов и видов Списками не предусмотрены.
До 01 октября 1993 года также действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с которым врачам и другим работникам здравоохранения при стаже по специальности не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах назначалась пенсия за выслугу лет по перечню организаций и должностей согласно приложению, в котором, в частности, были предусмотрены среди должностей - фельдшеры, среди учреждений - детские учреждения и учебные учреждения, перечисленные в разделе 1 Перечня (школы-интернаты и школьные интернаты всех наименований).
Однако указанный правовой акт утратил силу с 01.10.1993 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953, следовательно, с указанной даты на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, трудовая деятельность в должности фельдшера, в образовательных учреждениях не подлежит включению в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Истец начала работать в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательной школы-интернат с сентября ( / / ) года.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж вышеуказанных периодов работы суд первой инстанции не принял во внимание, что вспомогательная школа-интернат, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, не предусмотрены Списками, действующими после 01 октября 1993 года, в качестве учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Между тем объективных данных о функционировании в школе-интернате в период с ( / / ) года по февраль ( / / ) года такого обособленного медицинского структурного подразделения материалы дела не содержат.
Согласно уставу ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат от ( / / ) года, основным видом деятельности учреждения является реализация основных образовательных программ. Медицинское обслуживание обучающихся организовано в учреждение в целях охраны и укрепления здоровья детей.
Наличие в штатных расписаниях школы-интерната ставок фельдшера и медицинской сестры, необходимых для их работы помещений (в частности, медицинского кабинета) свидетельствует лишь о реализации школой-интернатом основных задач образовательного коррекционного учреждения по социальной адаптации воспитанников, охране и укреплении их здоровья, а не об организации в нем структурного подразделения, предусмотренного пунктом 6 вышеназванных Правил.
При этом согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года N 288, медицинские работники являются участниками именно образовательного процесса.
Выдача лицензии на осуществление отдельных видов медицинской деятельности свидетельствует лишь о реализации основных задач образовательного учреждения по обеспечению образовательного процесса, но не об осуществлении лечебной деятельности в качестве основного направления.
При таких обстоятельствах выводы суда о возложении обязанности на ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов работы с ( / / ) по 22.11.1994, с ( / / ) по 11.07.1996; с ( / / ) по 20.04.1999; с ( / / ) по 21.01.2002, с ( / / ) по 30.03.2006, с ( / / ) по 06.06.2010, с ( / / ) по 13.09.2011, с ( / / ) по 28.01.2015, не соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж период работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательной школы-интернат, (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет), судом первой инстанции было принято решение о включении данного периода в стаж истца, необходимый для назначении досрочной трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции в данной части по следующим основаниям.
Судом первой инстанции было установлено, что в период с ( / / ) по ( / / ) Губиной И.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В соответствии с п. 5 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
Таким образом, период с ( / / ) по ( / / ) включению в специальный стаж работы истца не подлежит, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком при назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Помимо этого, как было установлено выше, в указанный период истец работала в учреждении, не предусмотренном Списком, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части обязания возложить на ГУ-УПФ РФ по ... включить в специальный стаж Губиной И.Г. периоды работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями (7вида); с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права (часть 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Байкаловского районного суда ... от ( / / ) в части обязать возложить на Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по ... включить в специальный стаж Губиной И.Г. периоды работы с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа- интернат, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) вспомогательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями (7вида); с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; с ( / / ) по ( / / ) в должности ( / / ) ( / / ) специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", - отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Губиной И.Г. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении в специальный трудовой стаж периодов работы,- отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Т.И. Ковалева
Судьи Е.Г. Седых
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.