Судья Саратовского областного суда Полянина О.А. при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу негосударственного частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки "Автошкола "Электрон-2000" на постановление судьи Ленинского районного суда города Саратова от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 28 июля 2015 года негосударственное частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки "Автошкола "Электрон-2000" (далее - НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" просит постановление суда отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения, либо снизить размер административного наказания. В обоснование жалобы ее автор указывает, что вывод, содержащийся в постановлении суда об отсутствии помещений, соответствующих условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся, не соответствует действительности, поскольку учреждением заключен соответствующий договор с медицинской организацией.
Ссылается на отсутствие обязанности, предусмотренной пунктами 1-3 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в РФ", по разработке адаптированных программ для людей с ограниченными возможностями, поскольку учреждение осуществляет профессиональное обучение, а не общеобразовательное. Кроме того, по мнению автора жалобы, к Программе обучения отсутствует такое обязательное требование как обучение лиц с ограниченными возможностями по адаптированным программам. Указывает, что в связи с отсутствием транспортных средств, используемых при обучении вождению лиц с ограниченными возможностями, автошкола заключила с ГАОУ СО "Центр по обучению и реабилитации инвалидов" соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве. Автор жалобы, считая назначенное наказание чрезмерным, выражает несогласие с его размером.
Проверив материалы дела в полном объеме, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, прихожу к следующему выводу.
В силу части 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к данной части определено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" и частей 1 и 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966 (далее - Положение) к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения; повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
Согласно подпунктам "в", "и" пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что в период с 15 мая 2015 года по 25 июня 2015 года прокуратурой Ленинского района города Саратова проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании образовательной деятельности НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000".
По результатам проверки в деятельности НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" выявлены нарушения подпунктов "в", "и" пункта 6 Положения, выразившиеся в том, что не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Закона N 273-ФЗ, поскольку отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся; в нарушение статьи 79 Закона N 273-ФЗ отсутствует специализированная (адаптированная) образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не созданы специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здание организации и другие условия, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
25 июня 2015 года заместителем прокурора Ленинского района города Саратова в отношении НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Вынося постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" на момент проверки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Суд второй инстанции соглашается с данным выводом районного суда в силу следующего.
В соответствии с лицензией N 964 от 11 июля 2013 года НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" осуществляет образовательную деятельность по указанным в приложении образовательным программам, в том числе, образовательным программам профессиональной подготовки (водители транспортных средств категорий "А", "В", "С", "Д"), а также программам дополнительного образования (ежегодные занятия с водителями автотранспортных предприятий и программа контраварийной подготовки водителей) (л.д. 17-20).
Согласно Уставу образовательного учреждения общие требования к организации образовательного процесса в учреждении по образовательным программам различных уровней устанавливаются законодательством РФ в области образования (пункт 4.2 Устава).
Исходя из содержания статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации в зависимости от реализуемых образовательных программ подразделяются на общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования и т.п.
При этом согласно частям 6 и 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" применительно ко всем образовательным организациям, независимо от их типа, установлены требования по осуществлению своей деятельности в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности (части 2 и 3 статьи 41 Закона).
При этом требования к помещению для осуществления медицинской деятельности определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года N 58 "Об утверждении СанПиН2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в деятельности НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" выявлено нарушение статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", выразившееся в отсутствии помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 25 июня 2015 года, справкой, составленной консультантом отдела лицензирования комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования Саратовской области, по результатам проверки соблюдения лицензионных требований и условий в образовательных организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, расположенных на территории Ленинского района города Саратова от 20 мая 2015 года, копией лицензии юридического лица и приложением к ней.
Ссылка в доводах жалобы на заключенный 20 мая 2015 года договор о предоставлении медицинских услуг N 20 не может повлиять на установленный в деятельности юридического лица факт нарушения статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", поскольку из содержания данного договора, заключенного между НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" и ФГБУЗ "Саратовский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" следует, что НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" принимает на себя обязательства по предоставлению Исполнителю медицинских кабинетов, соответствующих требованиям Роспотребнадзора к медицинским кабинетам (л.д. 57).
Вместе с тем соответствие помещений, используемых НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" для осуществления медицинской деятельности, подтверждено санитарно-эпидемиологическим заключением, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, от 20 июля от 2015 года (л.д. 96-98).
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют лишь об устранении учреждением выявленного нарушения Закона N 273-ФЗ, но не подтверждают факт его отсутствия на момент проверки.
Необоснованным является также довод жалобы об отсутствии у учреждения обязанности, предусмотренной пунктами 1-3 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в РФ", по разработке адаптированных программ для людей с ограниченными возможностями, поскольку учреждение осуществляет профессиональное обучение.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При этом статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ определено, что профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся (часть 8).
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 10).
Поскольку НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" осуществляет образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам профессионального образования и подготовки, имеет соответствующую лицензию на образовательную деятельность, суд второй инстанции полагает, что вышеуказанные положения статьи 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ обязательны к исполнению данным образовательным учреждением.
Судом первой инстанции обоснованно учтены показания допрошенных свидетелей, дана надлежащая оценка представленным НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" письменным доказательствам, свидетельствующим о частичном устранении выявленных нарушений после проведения проверки, что не исключает у данного образовательного учреждения наличие состава административного правонарушения с учетом нарушений, выявленных на момент проверки.
Судья районного суда, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, сделал правильный вывод о том, что НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000", являясь образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна, и обоснованно квалифицировал действия юридического лица по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о назначенном учреждению административном наказании с учетом довода о его несоразмерности совершенному правонарушению и снижении размера административного штрафа с учетом позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 17 января 2013 года N 1-П, суд принимает во внимание следующее.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
При рассмотрении настоящей жалобы судом установлено, что постановлением Ленинского районного суда города Саратова от 29 сентября 2014 года НЧОУ ДПО и ПП "Автошкола "Электрон-2000" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ с назначением административного штрафа в сумме 100 000 рублей. Решением Саратовского областного суда от 06 ноября 2014 года постановление районного суда изменено, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации размер назначенного юридического лицу административного штрафа снижен до 30 000 рублей.
В силу частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, введенных Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Прихожу к выводу об отсутствии данных, которые возможно было бы отнести к категории исключительных, в связи с чем оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не нахожу.
Суд полагает, что поскольку в течение установленного статьей 4.6 КоАП РФ срока юридическим лицом не были предприняты все необходимые и возможные меры по соблюдению требований или условий лицензии на образовательную деятельность и не доказано наличие объективных причин, препятствующих соблюдению им законодательства Российской Федерации, юридическое лицо повторно совершило правонарушение, однородное ранее совершенному, выразившееся в нарушении требований или условий специального разрешения (лицензии), назначенное районным судом административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 рублей соответствует степени тяжести совершенного административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, являлись предметом проверки и были отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих согласно статьям 2.9 и 24.5 КоАП РФ производство по делу, и которые могли бы являться основанием для отмены вынесенного по делу об административном правонарушении судебного акта, не установлено. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного 3 статьи 19.20 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного кодекса для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда города Саратова от 28 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу негосударственного частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки "Автошкола "Электрон-2000" - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.