Заместитель председателя Саратовского областного суда Борисов О.В., рассмотрев жалобу главного врача муниципального учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N9" Костина О.Н. на постановление мирового судьи судебного участка N4 Волжского района г. Саратова от 19.05.2015, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 30.07.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача муниципального учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N9" Костина О.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 Волжского района г. Саратова от 19.05.2015 года главный врач муниципального учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N9" (далее - МУЗ "СГКБ N9") Костин О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб. за то, что, являясь главным врачом МУЗ "СГКБ N9", осуществлял деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Решением судьи Волжского районного суда г. Саратова от 30.07.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе главный врач МУЗ "СГКБ N9" Костин О.Н. просит состоявшиеся постановления отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Указывает, что он дважды привлечен за одно и тоже административное правонарушение, то есть нарушено положение п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Проверка проведена в короткий промежуток времени различными структурными подразделениями Министерства здравоохранения РФ (Росздравнадзор и министерство здравоохранения Саратовской области). Полагает, что не должен нести административную ответственность, поскольку в его обязанности не входит приобретение особо ценного имущества для учреждения. Ссылается на недоказанность его вины, а также на то, что МУЗ "СГКБ N9" не получало бюджетного финансирования на приобретение медицинского оборудования. Указывает, что выявленные нарушения не повлекли наступление каких-либо вредных последствий.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регулируются Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 (далее - Положение).
В соответствии с п.6 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и под."а", "б" и "в(1)" п.5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закона N99-ФЗ).
Подпунктом "а" п.5 Положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Пункт 11 ст.19 Закона N99-ФЗ предусматривает, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровья граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы" установлены правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, за исключением оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" установлены правила оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения в медицинских организациях.
Установлено, что при проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности в МУЗ "СГКБ N9", проведенной в соответствии с приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 24.03.2015 N07-03/358 (л.д.54-57) в период с 01.04.2015 по 14.04.2015, были выявлены следующие грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности:
- в нарушение под."а" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N926н, оснащение неврологического отделения не соответствует Приложению N8. В неврологическом отделении отсутствует стабилограф компьютерный (устройство для диагностики функции равновесия);
- в нарушение под."а" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", оснащение неврологического отделения для больных с ОНМК не соответствует Приложению N3. В отделении отсутствуют: программа когнитивной реабилитации, стол для кинезотерапии, аппарат для активно-пассивной механотерапии, тредбан, стол вертикализатор.
Факт совершения главным врачом МУЗ "СГКБ N9" Костиным О.Н. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении от 14.04.2015 (л.д.5-7); актом проверки министерства здравоохранения Саратовской области от 14.04.2015 N029/15в (л.д.8-10); должностной инструкцией главного врача МУЗ "ГКБ N9" (л.д.18-20); уставом медицинского учреждения (л.д.28-42); приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 24.03.2015 N07-03/358 (л.д. 54-57); а также другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Костина О.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что заявитель не должен нести административную ответственность, поскольку в его обязанности не входит приобретение особо ценного имущества для учреждения, является несостоятельным.
Как следует из должностной инструкции главного врача МУЗ "ГКБ N9", главный врач осуществляет руководство деятельностью учреждения на основе единоначалия (п.1.4).
Главный врач обязан осуществлять руководство и управление учреждением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и уставом учреждения, организовать и проводить в полном объеме медицинское обслуживание по программе государственных гарантий медицинской помощи населению, утвержденных Правительством РФ, развивать и совершенствовать материально-техническую базу в соответствии с целями деятельности учреждения (п.2.1-2.3).
Главный врач имеет право размещать заказы и заключать контракты, гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ путем проведения конкурса, аукциона, других форм размещения заказа, привлекать общественность к решению вопросов по улучшению деятельности учреждения, материально-технической базы (п.3.3, 3.16).
Главный врач несет ответственность за несоблюдение требований действующего законодательства при руководстве и управлении учреждением (п.4.1.1).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что главный врач МУЗ "СГКБ N9" Костин О.Н. как должностное лицо, обладающее властными организационно-распорядительными полномочиями, не обеспечил во вверенном ему учреждении соблюдение Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года N928н, и Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N926н в связи, с чем к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ он привлечен правомерно.
Указание автора жалобы на то, что МУЗ "СГКБ N9" не получало бюджетного финансирования на приобретение медицинского оборудования, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебных постановлений, поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что главным врачом МУЗ "СГКБ N9" Костиным О.Н. предпринимались меры по недопущению данных нарушений.
Недостаточное финансирование учреждения не является основанием для освобождения должностного лица от ответственности за грубое нарушение лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на необоснованность утверждения заявителя о том, что учреждением приняты все зависящие от него и исчерпывающие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых должностное лицо привлечено к административной ответственности.
Ссылка в жалобе на то, что выявленные нарушения не повлекли наступление каких-либо вредных последствий, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства и на законность постановлений не влияет.
Доводы жалобы о нарушение процедуры проверки также не состоятельны, поскольку обе проверки проведены различными контролирующими органами, выявленные нарушения не являются идентичными. В ходе проверки проведенной министерством здравоохранения Саратовской области также выявлены нарушения Приказа Минздрава России от 15.11.2012 N926н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы".
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими доказательствами по делу в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Действия главного врача МУЗ "СГКБ N9" Костина О.Н. правильно квалифицированы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Сроки давности привлечения заявителя к административной ответственности на основании ч.3 ст.19.20 КоАП РФ соблюдены.
Административное наказание назначено заявителю в соответствии с требованиями ст.3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемых судебных актов, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.12 - 30.19 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N4 Волжского района г. Саратова от 19.05.2015, решение судьи Волжского районного суда г. Саратова от 30.07.2015, вынесенные в отношении главного врача муниципального учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N9" Костина О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главного врача муниципального учреждения здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница N9" Костина О.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.