Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пыжовой И.А.,
судей Рудь Т.Н., Романовой Н.В.,
при секретаре Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Павловское" на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 21 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Вилегодского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Павловское" в течение 1 (одного) месяца после вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории муниципального образования "Павловское", расположенные в квартале 5 выдел 28, квартале 5 выдел 2, квартале 17 выдел 23, квартале 6 выдел 13, квартале 6 выдел 5, квартале 6 выдел 39, квартале 6 выделы 18, 36, квартале 20 выделы 19, 20, квартале 17 выдел 5 Павловского участкового лесничества путем сбора и вывоза с территорий твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями для последующей утилизации".
Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Павловское" (далее - администрация МО "Павловское") об обязании устранить несанкционированные свалки.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории МО "Павловское" выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора на землях лесного фонда. Администрацией МО "Павловское" надлежащим образом не выполняются полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, что влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию МО "Павловское" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления на территории муниципального образования "Павловское" путем сбора и вывоза с территорий твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями для последующей утилизации.
В судебном заседании прокурор Вилегодского района ФИО1 исковые требования поддержал, уточнив места расположения несанкционированных свалок: квартал 5 выдел 28, квартал 5 выдел 2, квартал 17 выдел 23, квартал 6 выдел 13, квартал 6 выдел 5, квартал 6 выдел 39, квартал 6 выделы 18, 36, квартал 20 выделы 19, 20, квартал 17 выдел 5.
Представитель администрации МО "Павловское" ФИО2 иск не признала. Считает, что представленные в деле фотоматериалы не могут являться подтверждением нахождения свалок на территории МО "Павловское", так как съемка проводилась в отсутствии представителя администрации МО "Павловское". Кроме того, полагает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, так как поселение должно организовывать сбор и вывоз бытовых отходов только в границах населенных пунктов, а обязанность по очистке лесов возлагается на лесничество.
Представитель территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Вилегодское лесничество - ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
Представитель отдела надзорной деятельности Вилегодского и Ленского районов Архангельской области и пожарному надзору ГУ МЧС России по Архангельской области УНД, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Суд принял решение, с которым не согласился представитель администрации МО "Павловское", в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, находящихся на землях лесного фонда Павловского участкового лесничества, входящего в состав Вилегодского лесничества, должна быть возложена на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, его структурное подразделение Вилегодское лесничество.
В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях прокурор и представитель Вилегодского лесничества полагают обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы - несостоятельными.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора ФИО4, просившую обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокуратурой Вилегодского района Архангельской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части выполнения органами местного самоуправления возложенных полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в Вилегодском районе.
На территории МО "Павловское" выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора: в квартале 5 выдел 28, квартале 5 выдел 2, квартале 17 выдел 23, квартале 6 выдел 13, квартале 6 выдел 5, квартале 6 выдел 39, квартале 6 выделы 18, 36, квартале 20 выделы 19, 20, квартале 17 выдел 5 Павловского участкового лесничества.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки: информацией о расположении несанкционированных свалок на территории Павловского лесничества и фототаблицами; информацией отдела надзорной деятельности Вилегодского и Ленского районов Архангельской области и пожарному надзору ГУ МЧС России по Архангельской области УНД с приложением фотоматериалов.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, размещенных на несанкционированных свалках в пределах муниципального образования "Павловское", должна быть возложена на администрацию названного поселения.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, так как он мотивирован, основан на исследованных в ходе рассмотрения дела доказательствах и положениях действующего законодательства.
Статей 42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч.1 ст. 7 названного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Части 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч.1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21,28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно п. 17 ч. 7 Устава МО "Павловское" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО "Павловское" относится к полномочиям местного значения поселения.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, располагающихся на землях лесного фонда, должно осуществлять Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, его структурное подразделение Вилегодское лесничество, судебная коллегия в силу вышеизложенного находит несостоятельным.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанций и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебного постановления, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушений закона, влекущих отмену судебного решения судебной коллегией не установлено, оснований для вмешательства в оспариваемое решение не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Павловское" - без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Пыжова
Судьи Т.Н. Рудь
Н.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.